(по состоянию на 1 января 2000 г.)
Виды и типы образовательных | Количество | Количество |
1. Дошкольные образовательные учреждения | 617 | 45105 |
В том числе национальные детские сады | 152 | 3400 |
2. Общеобразовательные учреждения, всего | 557 | 173933 |
в то м числе: | 148 | 6215 |
из них | ||
начальных школ-садов | 42 | 1260 |
2) основного общего образования | 104 | 9684 |
3) среднего(полного)общего | 305 | 158034 |
из них: | ||
гимназий | 12 | 5747 |
лицеев | 12 | 2495 |
школ с углубленным изучением отдельных | 15 | 3858 |
3. Негосударственныеобщеобразовательные | 3 | 178 |
4. Вечерние (сменные) общеобразовательные | 18 | 4663 |
5. Общеобразовательныешколы-интернаты | 3 | 782 |
6. Специальные коррекционные школы | 7 | 977 |
7. Специальныекоррекционныешколы - | 15 | 1346 |
8. Детские дома | 15 | 874 |
9. Общеобразовательныешколы-интернаты | 4 | 576 |
10. Специальныекоррекционныешколы - | 4 | 585 |
11. Учреждениядополнительного | 90 | 80176 |
в том числе | ||
лицеи дополнительного образования | 3 | 799 |
12. Учрежденияначального профессиональ- | 44 | 17710 |
в том числе: | 7 | 2742 |
2) профессиональныеучилищапри | 11 | 1309 |
13. Учреждения среднего профессионального | 20 | 14071 |
2) негосударственные | 2 | 644 |
14. Учреждения высшегопрофессионального | 14(9) | 16800(1600) |
2) негосударственные(втомчисле | 8(6) | 3000(2480) |
15. Учрежденияпослевузовского | 1 | 5200 |
В республике не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие региональная система образования, позволяющая удовлетворять образовательные потребности населения.
Произошли позитивные изменения в формировании нормативной правовой базы, обеспечивающей сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, доступность образовательных услуг для различных слоев населения, введение инноваций в содержание дошкольного образования. Продолжается процесс создания нового вида образовательных учреждений: начальная школа - детский сад.
В сфере образования продолжаются процессы демократизации и гуманизации. Активизировался переход к образованию по выбору, происходит дальнейшее углубление и дифференциация содержания базового уровня образования. В республике сохранено единое образовательное пространство.
Разработан и утвержден республиканский базисный учебный план, который предусматривает наряду с сохранением федерального компонента содержания образования введение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Характерной для общеобразовательных учреждений стала инновационная деятельность.
Для осуществления новых образовательных задач создана сеть инновационных учреждений, работающих в тесном контакте с учреждениями высшего профессионального образования республики (приложение 1 к настоящей Программе).
В инновационных образовательных учреждениях работают уникальные педагогические коллективы, разрабатываются и реализуются новые педагогические идеи.
В основном сформирована система республиканских лицеев и гимназий интернатного типа, сориентированных на углубленное обучение детей из сельской местности, проявивших способности в области дисциплин гуманитарного, естественно-математического и эстетического циклов. Эти образовательные учреждения осуществляют профильную подготовку в высшие учебные заведения, в результате чего в республике ежегодно увеличивается число выпускников из сельских общеобразовательных учреждений, поступающих в учреждения высшего профессионального образования.
В республике наметилась тенденция интеграции инновационных общеобразовательных учреждений (в том числе сельских) в систему непрерывного образования (общеобразовательные учреждения - учреждения начального профессионального образования - учреждения среднего профессионального образования - учреждения высшего профессионального образования).
Дальнейшее развитие получила национальная система образования. За последние 3 года на 3,3 процента увеличилось количество учащихся, изучающих коми язык как один из государственных языков Республики Коми.
Ведется работа по разработке проектов национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
В общеобразовательных учреждениях республики идет обновление системы воспитания, значительную роль в этом направлении играют учреждения дополнительного образования, создающие условия для коллективного творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития.
В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается около 2 тысяч детей. Функционирует сеть специальных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи особая роль принадлежит вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям.
В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования работают около 16 тысяч педагогических работников.
В государственных учреждениях среднего профессионального образования работает около 1 тысячи преподавателей, в государственных учреждениях высшего профессионального образования - 1200. Преподавательский состав государственных учреждений высшего профессионального образования республики насчитывает 65 докторов наук (профессоров), в том числе 39 в Сыктывкарском государственном университете (5,4 процента от числа всех преподавателей); 375 - кандидатов наук (доцентов) (31 процент от числа преподавателей). Открыто 5 аспирантур при образовательных учреждениях и научных заведениях на территории республики, что позволяет преподавателям проводить научные исследования, работать над докторскими и кандидатскими диссертациями.
В 1999 году показатель числа студентов учреждений высшего профессионального образования на 10 тысяч человек населения составлял 172 человека, численность учащихся учреждений среднего профессионального образования на 10 тысяч человек населения - 131 человек (соответственно по Российской Федерации - 246 и 139).
Подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования ведется по 65 специальностям, в учреждениях среднего профессионального образования - по 72. За последние три года в учреждениях высшего профессионального образования с учетом перспектив развития региона открыта подготовка по новым специальностям: в Сыктывкарском государственном университете - "геология", "физическая культура и спорт", "экология", "прикладная математика и информатика", "дизайн", "народное художественное творчество"; в Сыктывкарском лесном институте (филиал Санкт-Петербургской государственной академии им. С.М.Кирова) - "механизация сельского хозяйства", "электрификация и автоматизация сельского хозяйства", "экономика и управление аграрным производством", "автомобильные дороги и аэродромы", "информационные системы в химико-лесном комплексе (экономике)", "автомобили и автомобильное хозяйство", "сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)", "охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", в Коми государственном педагогическом институте - "культурология", "педагогика и психология"; в Воркутинском филиале Санкт-Петербургского горного института - "открытые горные породы". Увеличен набор на бюджетные места в Коми филиале Кировской государственной медицинской академии и в Коми филиале Вятской государственной сельскохозяйственной академии.
Продолжается формирование учебно-научно-производственных комплексов при учреждениях высшего профессионального образования республики.
Усилено внимание к подготовке и закреплению педагогических кадров, повышению их профессионального мастерства. Наблюдается тенденция к улучшению качественного состава педагогических кадров. Свыше 80 процентов учителей имеет высшее педагогическое образование, ежегодно возрастает число педагогов высшей категории.
1.2. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Развитие системы образования Республики Коми происходит в сложных экономических условиях.
Обеспеченность финансовых нормативов по содержанию образовательных учреждений снизилась с 75 процентов в 1996 году до 38 процентов в 1999 году (1996 год - 75 процентов, 1997 год - 47 процентов, 1998 год - 51 процент, 1999 год - 38 процентов). Сохраняется тенденция к сокращению реального объема ассигнований на нужды образования, что не позволяет полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивает покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям.
Устаревает и приходит в негодность материально-техническая база образовательных учреждений. Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В две смены работают 169 общеобразовательных учреждений республики (около 29 процентов), 21,5 процента зданий и сооружений образовательных учреждений требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 4,8 процента зданий. Недостаточными темпами ведется строительство и капитальный ремонт объектов образовательных учреждений. По состоянию на 1 января 2000 года в стадии строительства находятся около 150 объектов системы образования Республики Коми с остаточной сметной стоимостью около 700 млн. рублей.
Нарушены взаимоотношения по подготовке рабочих кадров между учреждениями начального профессионального образования и предприятиями-работодателями, что привело к резкому ухудшению состояния учебно-материальной базы, обострило проблему прохождения учащимися производственной практики и трудоустройства выпускников.