Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (III ЭТАП) НА 2001-2005 ГОДЫ"

1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Система образования Республики Коми представлена всеми типами и видами образовательных учреждений.

(по состоянию на 1 января 2000 г.)

Виды и типы  образовательных
  учреждений

Количество
  образова-
  тельных
  учреждений

Количество
  учащихся
  (студентов)

1. Дошкольные  образовательные учреждения

617

45105

В том числе  национальные детские сады

152

3400

2.  Общеобразовательные учреждения, всего

557

173933

в то м числе:
  1) начального общего образования

148

6215

из них

начальных  школ-садов

42

1260

2) основного  общего образования

104

9684

3) среднего(полного)общего
  образования

305

158034

из них:

гимназий

12

5747

лицеев

12

2495

школ с углубленным  изучением отдельных
  предметов

15

3858

3.  Негосударственныеобщеобразовательные
  учреждения

3

178

4. Вечерние  (сменные) общеобразовательные
   учреждения

18

4663

5.  Общеобразовательныешколы-интернаты
  для родительских детей

3

782

6. Специальные  коррекционные школы

7

977

7.  Специальныекоррекционныешколы -
  интернаты для родительских детей

15

1346

8. Детские  дома

15

874

9.  Общеобразовательныешколы-интернаты
  для детей-сиротидетей, оставшихся без
  попечения родителей

4

576

10.  Специальныекоррекционныешколы -
  интернатыдлядетей-сиротидетей,
  оставшихся без попечения родителей

4

585

11.  Учреждениядополнительного
  образования

90

80176

в том числе

лицеи  дополнительного образования

3

799

12.  Учрежденияначального профессиональ-
  ного образования

44

17710

в том числе:
  1) профессиональные лицеи

7

2742

2)  профессиональныеучилищапри
  исправительно-трудовыхколониях
  Министерства юстиции Российской Федерации

11

1309

13. Учреждения  среднего профессионального
  образования:
  1) государственные

20

14071

2)  негосударственные

2

644

14. Учреждения  высшегопрофессионального
  образования:
  1) государственные (в том числе филиалы)

14(9)

16800(1600)

2)  негосударственные(втомчисле
  филиалы)

8(6)

3000(2480)

15.  Учрежденияпослевузовского
  профессионального образования

1

5200

В республике не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие региональная система образования, позволяющая удовлетворять образовательные потребности населения.

Произошли позитивные изменения в формировании нормативной правовой базы, обеспечивающей сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, доступность образовательных услуг для различных слоев населения, введение инноваций в содержание дошкольного образования. Продолжается процесс создания нового вида образовательных учреждений: начальная школа - детский сад.

В сфере образования продолжаются процессы демократизации и гуманизации. Активизировался переход к образованию по выбору, происходит дальнейшее углубление и дифференциация содержания базового уровня образования. В республике сохранено единое образовательное пространство.

Разработан и утвержден республиканский базисный учебный план, который предусматривает наряду с сохранением федерального компонента содержания образования введение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Характерной для общеобразовательных учреждений стала инновационная деятельность.

Для осуществления новых образовательных задач создана сеть инновационных учреждений, работающих в тесном контакте с учреждениями высшего профессионального образования республики (приложение 1 к настоящей Программе).

В инновационных образовательных учреждениях работают уникальные педагогические коллективы, разрабатываются и реализуются новые педагогические идеи.

В основном сформирована система республиканских лицеев и гимназий интернатного типа, сориентированных на углубленное обучение детей из сельской местности, проявивших способности в области дисциплин гуманитарного, естественно-математического и эстетического циклов. Эти образовательные учреждения осуществляют профильную подготовку в высшие учебные заведения, в результате чего в республике ежегодно увеличивается число выпускников из сельских общеобразовательных учреждений, поступающих в учреждения высшего профессионального образования.

В республике наметилась тенденция интеграции инновационных общеобразовательных учреждений (в том числе сельских) в систему непрерывного образования (общеобразовательные учреждения - учреждения начального профессионального образования - учреждения среднего профессионального образования - учреждения высшего профессионального образования).

Дальнейшее развитие получила национальная система образования. За последние 3 года на 3,3 процента увеличилось количество учащихся, изучающих коми язык как один из государственных языков Республики Коми.

Ведется работа по разработке проектов национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

В общеобразовательных учреждениях республики идет обновление системы воспитания, значительную роль в этом направлении играют учреждения дополнительного образования, создающие условия для коллективного творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития.

В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается около 2 тысяч детей. Функционирует сеть специальных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.

В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи особая роль принадлежит вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям.

В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования работают около 16 тысяч педагогических работников.

В государственных учреждениях среднего профессионального образования работает около 1 тысячи преподавателей, в государственных учреждениях высшего профессионального образования - 1200. Преподавательский состав государственных учреждений высшего профессионального образования республики насчитывает 65 докторов наук (профессоров), в том числе 39 в Сыктывкарском государственном университете (5,4 процента от числа всех преподавателей); 375 - кандидатов наук (доцентов) (31 процент от числа преподавателей). Открыто 5 аспирантур при образовательных учреждениях и научных заведениях на территории республики, что позволяет преподавателям проводить научные исследования, работать над докторскими и кандидатскими диссертациями.

В 1999 году показатель числа студентов учреждений высшего профессионального образования на 10 тысяч человек населения составлял 172 человека, численность учащихся учреждений среднего профессионального образования на 10 тысяч человек населения - 131 человек (соответственно по Российской Федерации - 246 и 139).

Подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования ведется по 65 специальностям, в учреждениях среднего профессионального образования - по 72. За последние три года в учреждениях высшего профессионального образования с учетом перспектив развития региона открыта подготовка по новым специальностям: в Сыктывкарском государственном университете - "геология", "физическая культура и спорт", "экология", "прикладная математика и информатика", "дизайн", "народное художественное творчество"; в Сыктывкарском лесном институте (филиал Санкт-Петербургской государственной академии им. С.М.Кирова) - "механизация сельского хозяйства", "электрификация и автоматизация сельского хозяйства", "экономика и управление аграрным производством", "автомобильные дороги и аэродромы", "информационные системы в химико-лесном комплексе (экономике)", "автомобили и автомобильное хозяйство", "сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)", "охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", в Коми государственном педагогическом институте - "культурология", "педагогика и психология"; в Воркутинском филиале Санкт-Петербургского горного института - "открытые горные породы". Увеличен набор на бюджетные места в Коми филиале Кировской государственной медицинской академии и в Коми филиале Вятской государственной сельскохозяйственной академии.

Продолжается формирование учебно-научно-производственных комплексов при учреждениях высшего профессионального образования республики.

Усилено внимание к подготовке и закреплению педагогических кадров, повышению их профессионального мастерства. Наблюдается тенденция к улучшению качественного состава педагогических кадров. Свыше 80 процентов учителей имеет высшее педагогическое образование, ежегодно возрастает число педагогов высшей категории.

1.2. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Развитие системы образования Республики Коми происходит в сложных экономических условиях.

Обеспеченность финансовых нормативов по содержанию образовательных учреждений снизилась с 75 процентов в 1996 году до 38 процентов в 1999 году (1996 год - 75 процентов, 1997 год - 47 процентов, 1998 год - 51 процент, 1999 год - 38 процентов). Сохраняется тенденция к сокращению реального объема ассигнований на нужды образования, что не позволяет полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивает покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям.

Устаревает и приходит в негодность материально-техническая база образовательных учреждений. Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В две смены работают 169 общеобразовательных учреждений республики (около 29 процентов), 21,5 процента зданий и сооружений образовательных учреждений требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 4,8 процента зданий. Недостаточными темпами ведется строительство и капитальный ремонт объектов образовательных учреждений. По состоянию на 1 января 2000 года в стадии строительства находятся около 150 объектов системы образования Республики Коми с остаточной сметной стоимостью около 700 млн. рублей.

Нарушены взаимоотношения по подготовке рабочих кадров между учреждениями начального профессионального образования и предприятиями-работодателями, что привело к резкому ухудшению состояния учебно-материальной базы, обострило проблему прохождения учащимися производственной практики и трудоустройства выпускников.