Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2001-2003 ГОДЫ"

I. Оценка состояния проблемы защиты прав потребителей в Республике Коми и необходимость ее разрешения посредством реализации Программы


Исходным источником для формирования общей оценки состояния соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ являются выявляемые нарушения в ходе проверок, устные и письменные обращения потребителей в органы по защите прав потребителей и судебные органы.

Данные свидетельствуют о том, что количество обращений практически по всем показателям в 1999 году и первом полугодии 2000 года, в сравнении с предшествующими сопоставимыми периодами, несколько снизилось, но остается достаточно высоким.

Материалы проверок по обращениям потребителей свидетельствуют о том, что, как и прежде, наибольший удельный вес обращений приходится на сферу торговли.

Нарушения традиционны и характерны для всех районов Республики Коми. Продолжает поступать в оборот некачественный товар, без сопроводительной документации, не соблюдаются санитарные нормы, товарное соседство, в продаже находятся товары с истекшими сроками годности, отсутствует оформленная в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей информация о товаре, не соблюдается режим работы, занижаются гарантийные сроки на сложнобытовые товары по сравнению со сроками, установленными изготовителями.

При сокращении нарушений в сфере бытового обслуживания, при оказании туристско - экскурсионных услуг и услуг связи на прежнем уровне осталось количество нарушений на транспорте и в сфере жилищно - коммунальных услуг.

Количество жалоб при оказании жилищно - коммунальных услуг продолжает оставаться значительным, об этом свидетельствуют обращения населения в органы по защите прав потребителей, в республиканскую, городские и районные жилищные инспекции. Остается неотрегулированным вопрос договорных отношений, связанных с обслуживанием жилищного фонда, с заключением договоров найма жилых помещений.

К наиболее распространенным нарушениям относятся нарушения при оказании услуг по электро- и теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению. Чаще стали поступать жалобы от потребителей на некачественную работу энергоснабжающих организаций: перепады напряжения в электросетях; отказ в постановке электросчетчиков взамен похищенных и, как следствие, взимание значительных сумм за фактически не потребленную электроэнергию; отказ энергоснабжающих предприятий в удовлетворении законных требований потребителей, что увеличило число обращений в суды; частые плановые и неплановые отключения электроэнергии в течение суток.

Множество нареканий вызывает работа автомобильного транспорта на внутригородских маршрутах из-за несоблюдения графиков движения автобусов согласно установленному расписанию и режиму работы, из-за отказов в перевозках пассажиров по проездным билетам на отдельных маршрутах.

В процессе оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа на автомобильном транспорте включается все больше коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. При решении вопроса перевозки пассажиров в определенной степени с их участием не решаются вопросы повышения комфортности проезда, согласованности движения автотранспорта на городских маршрутах в соответствии с расписаниями движения.

В Республике Коми в условиях формирования рыночной экономики активно развивается и становится важным элементом социальной инфраструктуры рынок платных образовательных услуг.

Определенной гарантией качества образовательных услуг, соответствия уровня образования предъявляемым требованиям является наличие лицензий на осуществление данной деятельности.

Наряду с оказанием бесплатной медицинской помощи, все большее распространение получает оказание медицинских услуг на платной основе. Соблюдение требований законодательства по защите прав потребителей при их оказании приобретает все большую актуальность.

При разрешении споров между потребителями, продавцами и исполнителями в связи с недостатками в товарах, услугах проблемным остается вопрос проведения экспертизы причин возникновения недостатков товара из-за малого количества организаций, способных давать экспертные заключения.

Реализация потребительской политики в Республике Коми осуществляется на фоне оздоровления экономических отношений, что в конечном итоге благотворно сказывается на потребителях.

Однако имеющиеся нарушения в сфере потребительских отношений свидетельствуют о необходимости постоянного внимания к этой проблеме со стороны всех структур, занимающихся защитой прав потребителей.

Тесное взаимодействие органов исполнительной власти Республики Коми, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль качества и безопасности товаров, работ, услуг на потребительском рынке, по предупреждению и прекращению нарушений законодательства о защите прав потребителей является основой реализации предусмотренных законодательством прав потребителей.

Эффективность работы в области защиты прав потребителей во многом зависит от работы самого низового звена - органов по защите прав потребителей при администрациях муниципальных образований, которые наиболее приближены к потребителю.

Представляется важным укрепление этих структур квалифицированными кадрами, создание условий для их работы.

В условиях рыночных отношений эффективность реализации потребительской политики во многом зависит от поведения продавцов, изготовителей, исполнителей услуг, что в немалой степени связано со знанием ими требований законодательства о защите прав потребителей.

Актуальными остаются вопросы развития образования потребителей, создания условий для информированности населения.

По-прежнему требует к себе внимания работа по обеспечению прав потребителей при оказании услуг предприятиями естественных монополий (услуги связи, железнодорожного транспорта, энергетики, жилищно - коммунального хозяйства).

Практическая работа по реализации Программы призвана способствовать созданию условий и предпосылок для формирования механизма предупреждения нарушений законодательства о защите прав потребителей, расширения сферы его применения.

Опыт работы прошлых лет по реализации потребительской политики в рамках разрабатываемых программ свидетельствует о ее эффективности, способствует привлечению к этой работе более широкого круга заинтересованных структур, общественных организаций.

Программно - целевой метод решения проблем потребительской политики позволяет реализовать основные ее направления на краткосрочный период.

Привлечение заинтересованных структур, органов исполнительной власти Республики Коми, администраций муниципальных образований в рамках Программы к решению вопросов потребительских отношений на рынке товаров, работ, услуг окажет положительное влияние на реализацию прав потребителей в Республике Коми, предусмотренных законодательством.