Концепция формирования расходной части бюджета республики основывается на безусловном исполнении запланированных расходов бюджета и результативности бюджетной политики.
Приоритетными направлениями бюджетного финансирования в 2002 году остаются образование, здравоохранение, социальная политика.
В целях обеспечения бесперебойного питания школьников в республиканском бюджете Республики Коми будут предусмотрены целевые средства, которые в виде субвенций будут перечисляться местным бюджетам.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми будет производиться капитальный ремонт сельских школ и, на долевых условиях с федеральным бюджетом, обеспечение их компьютерной техникой.
Будет также сохранена практика компенсации из республиканского бюджета Республики Коми части транспортных расходов по доставке топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Крайне важным направлением останется финансирование жилищно - коммунального хозяйства. Необходимо, в первую очередь, решить проблему неплатежей за оказанные жилищно - коммунальные услуги. Ассигнования, выделяемые из бюджета республики на оплату текущего потребления коммунальных услуг, должны быть предусмотрены в объеме, достаточном для осуществления своевременных и полных расчетов за них. Кроме того, в бюджете республики на 2002 год будут предусмотрены расходы на погашение задолженности в размере, соответствующем установленным в соглашениях о ее реструктуризации объемам.
Важно добиваться постепенного снижения доли бюджетного финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства. На 2002 год она составит не более 30% от их общих затрат. Поэтапное сокращение, а в перспективе - полный отказ от бюджетного финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства, приведет к тому, что основным источником их доходов станут не прямые дотации из бюджетов всех уровней, а денежные средства непосредственных потребителей услуг. Прямая зависимость от конечных получателей даст дополнительный стимул к повышению качества предоставляемых услуг. Часть бюджетных средств, высвободившихся в результате реформы жилищно - коммунального хозяйства, должна быть направлена на развитие его инфраструктуры.
Оптимизация расходов бюджета республики на оплату услуг жилищно - коммунального комплекса, а также связи, по-прежнему будет основана на установлении и соблюдении лимитов потребления по каждой отрасли и каждому конкретному бюджетному учреждению. Жестко контролируемые лимиты, доводимые до получателей бюджетных средств, позволят им планировать расходы на ближайшую перспективу, постоянно искать резервы по их возможному сокращению и оптимизации.
В целях снижения нагрузки на бюджет республики и улучшения материально - технической базы отраслей социальной сферы, необходимо продолжить работу по увеличению объемов и видов услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, предоставляемых населению на платной основе. При этом доходы от платных услуг должны поступать на бюджетные счета учреждений.
Реальным продвижением в решении накопившихся бюджетных проблем станет начало реализации в 2002 году программы реструктуризации кредиторской задолженности бюджета республики, которая будет принята до конца 2001 года.
В условиях недостатка бюджетных средств особый смысл приобретает результативность бюджетной политики, то есть решение бюджетных проблем с наибольшим эффектом. Реализация принципа экономии государственных расходов не может сводиться к простому сокращению затрат, а должна преследовать своей целью повышение эффективности и оптимизацию осуществляемых бюджетных расходов.
В 2002 году необходимо разработать и реализовать на практике постоянно действующий механизм проведения инвентаризации и оценки эффективности осуществляемых бюджетных расходов. Результатом его работы должны быть конкретные предложения по совершенствованию структуры существующих обязательств бюджета республики, их оптимизации и эффективности.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств будет усилен контроль за конкурсным размещением заказов на поставку продукции для республиканских нужд.
В качестве мероприятий, способствующих снижению бюджетной нагрузки, необходимо использовать механизмы страхования государственного имущества, предусмотренные действующим законодательством, в том числе при передаче имущества в аренду, а также страхования залога, предоставляемого в обеспечение сохранности средств республиканского бюджета при предоставлении бюджетных кредитов.
В 2002 году продолжится постепенный переход от сложившейся системы государственной поддержки агропромышленного комплекса, ориентированной, в основном, на дотирование производства, компенсацию производственных затрат, к программно - целевой, избирательной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с целевой республиканской программой "Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001-2005 годы" и другими нормативными документами.
Важнейшим инструментом решения социально - экономических проблем Республики Коми на среднесрочную перспективу являются целевые республиканские программы. Для эффективного применения данного инструмента будет изменен подход к формированию программ.
Необходимо добиться укрупнения и сокращения количества республиканских целевых программ, роста их управляемости и эффективности реализации, повышения концентрации бюджетных средств на решение наиболее важных социально - экономических проблем республики.
В целях совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходными обязательствами бюджета республики будет продолжена работа с территориальными органами федерального казначейства по учету доходов и обслуживанию отдельных видов расходов бюджета республики.