Концепция определяет общую идеологию и направления разработки программ по различным компонентам демографического развития. Программы по оздоровлению демографической ситуации включают экономические, правовые, организационные и информационные меры в области здоровья и продолжительности жизни, рождаемости и укрепления семьи, а также миграции и расселения.
В сфере здоровья и продолжительности жизни.
Разработка и реализация политики в этой сфере требует развития соответствующей инфраструктуры. Аккумулированный Всемирной организацией здравоохранения опыт стран, успешно идущих по пути разработки соответствующих национальных стратегий, свидетельствует, что выделяется, как минимум, три основных направления.
Первое направление ориентировано на развитие научно - исследовательских, информационных и коммуникационных систем, которые содействуют приобретению, эффективному использованию и распространению данных по проблемам охраны и укрепления здоровья. В рамках этого направления выделяется два наиболее важных аспекта: выработка научно - исследовательской политики, ориентированной на приоритеты по достижению здоровья в интересах всех граждан Республики Коми; обеспечение беспрепятственного доступа к информации по вопросам охраны здоровья для политиков, представителей медицинских и иных профессий, а также для населения в целом.
Второе направление ориентировано на создание структур и механизмов, обеспечивающих реальное участие отдельных лиц, групп и организаций, как в общественном, так и в частном секторе, в деятельности в интересах охраны здоровья на основе содружества и партнерства. При этом стратегия партнерства охватывает федеральный, региональный и муниципальный уровень взаимодействия и международное сотрудничество.
Третье направление предполагает формирование нового мировоззрения на проблемы охраны здоровья в сфере разработки и принятия конкретных политических решений по различным аспектам развития республики. Ценности здоровья должны составить, наряду с другими гуманитарными аспектами, сердцевину концепции устойчивого развития республики и быть интегрированы в приоритетные национальные интересы.
В сфере рождаемости и укрепления семьи.
Целесообразно формирование системы государственного воздействия на демографические процессы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В рамках реализации проекта социально - экономической программы Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы необходимо предусмотреть меры социальной поддержки семей с детьми, в первую очередь, для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. С учетом отечественного и зарубежного опыта стимулирования рождаемости и укрепления семьи, а также социально - экономических и этнокультурных особенностей Республики Коми следует, в первую очередь, ориентироваться на содействие семье в реализации ее собственного потенциала, а также на поддержку социально уязвимых семей.
В области информационного обеспечения демографической политики следует формировать мониторинг ситуации в области рождаемости и семьи, обеспеченный необходимой базой данных, создать адекватную информационную систему пропаганды семейных ценностей.
Следует максимально использовать возможности влияния гражданского общества на органы государственной власти и средства массовой информации с целью мобилизации их сил и средств на решение задач повышения рождаемости и укрепления семьи.
В сфере миграции и расселения.
Механизмы реализации Концепции представляют те инструменты и рычаги, посредством которых возможно управление миграционными процессами. К ним относятся те элементы государственного воздействия, использование которых позволяют реализовать цели демографической политики в указанной сфере, а именно:
совершенствование на федеральном и республиканском уровнях общего блока законодательства по вопросам миграции и гражданства, принятие и реализация межгосударственных соглашений на двусторонней и многосторонней основе в указанной сфере;
предоставление обоснованных льгот для мигрантов, чье пребывание в Республике Коми отвечает ее потребностям, создание системы государственных субсидий для обустройства социально не защищенных категорий мигрантов, обеспечение долевого участия государства и мигрантов в строительстве жилья;
обеспечение эффективности деятельности представительств миграционной службы в странах СНГ и Балтии, а также в других государствах, миграционные связи с которыми влияют на демографический потенциал Республики Коми, и дальнейшее усиление и расширение функций иммиграционного контроля за внешним миграционным обменом населения;
создание информационной системы, содержащей сведения о возможностях расселения и обустройства эмигрантов на территории Республики Коми и иммигрантов в Российской Федерации;
создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации, мониторинг условий проживания в регионах и странах выхода мигрантов.