Принципы, лежащие в основе демографической политики, отражают отношение государства к регулированию процессов, формирующих численность, динамику и структуру населения в целом и его конкретных групп на территории Республики Коми. Согласно задачам такого регулирования принципы делятся на общие и специальные. Правовая связь государства с индивидом и группами индивидов является предметом специальной регламентации как в национальной системе законодательства, так и в международных документах, устанавливающих универсальные подходы и нормы по отношению к населению. Сочетание государственного и международного механизмов регулирования в указанной сфере является основой для достижения оптимальных решений в ходе подготовки и реализации демографической политики.
К общим принципам демографической политики относятся:
территориальная целостность государства, означающая распространение его юрисдикции и защиты на всех индивидов, составляющих его население, и признание этого права со стороны международного сообщества. Межгосударственные миграции населения не отменяют действие этого принципа, а дополняют его на основе действующих международно - правовых принципов и норм;
уважение и обеспечение основных стандартов в области прав человека, содержащихся во Всеобщей Декларации прав человека и Международных Пактах по правам человека, ратифицированных Российской Федерацией, как универсальная правовая основа отношения государства ко всем индивидам, находящимся на его территории;
гарантии реального приоритета норм международных соглашений по правам человека, участником которых является Российская Федерация, и положений Конституции по отношению к нормам национального законодательства;
соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему ее воссоединению при любых обстоятельствах и без всяких ограничений, что соответствует гуманитарным принципам современного международного права;
недопущение дискриминации индивида по признаку пола, расы, языка, принадлежности к определенной этнической, социальной, политической группе, в любой сфере государственного регулирования.
К специальным принципам демографической политики относятся:
соответствие федерального и республиканского законодательств в сферах демографической политики нормам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми и международных договоров, участниками которых они являются;
сочетание федеральных приоритетов с региональными особенностями расселения коренных групп и мигрантов на территории Республики Коми, в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми и законодательной базой по разделению компетенции Федерации и ее субъектов;
предоставление равного доступа к системе правовой, социальной и медицинской защиты, действующей в Российской Федерации, для всех групп населения;
равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми и соответствует международным обязательствам по Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о гражданстве замужней женщины;
особый механизм защиты женщин, имеющих детей, включая их материнские обязанности, как следование национальной практики Российской Федерации нормам международной Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, регулируемый трудовым и социально - пенсионным законодательством Российской Федерации;
соблюдение прав семьи и ее членов, в соответствии с действующим семейным законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни индивида и семьи и право семьи обеспечивать воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями как нормы, предусмотренные Международным Пактом о гражданских и политических правах;
предоставление каждой семье свободного выбора в определении желаемого для нее количества детей и сочетание этого права с правом государства на стимулирование тех типов семьи, которые соответствуют целям проведения демографической политики Российской Федерации и Республики Коми, и обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;
создание условий со стороны государства для охраны и укрепления здоровья всех групп населения, а также эффективного механизма участия населения в здравоохранительной деятельности с целью достижения людьми их потенциала здоровья, на основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохранения, и норм социального и медицинского законодательства Российской Федерации;
социально - правовая защита и создание достойных условий существования для наиболее уязвимых категорий населения (инвалиды, дети, молодежь, престарелые), как выражение гуманной направленности гражданского общества и государства; координация усилий государственных структур и неправительственных организаций в этом направлении, в том числе и в рамках реализации норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах;
реализация свободы выбора гражданами Российской Федерации места жительства в пределах ее территории или выезда из нее в другое государство, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по свободе передвижения, что не противоречит праву государства на создание собственной системы регулирования процессов миграции на своей территории, в рамках его суверенитета;
сочетание прав мигрантов, прибывающих на территорию Республики Коми и получивших соответствующий правовой статус, с геополитическими интересами Российской Федерации в части их регионального расселения и обустройства;
предоставление вынужденным мигрантам, въезжающим на территорию Российской Федерации, а далее в Республику Коми, возможности пройти процедуру определения их правового статуса, получения соответствующей легализации и социальной интеграции в гражданское общество, в соответствии с положениями Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протокола 1967 г., и федеральными законами о беженцах и вынужденных переселенцах. Такая практика осуществляется в рамках концепции Российской Федерации в области иммиграционной политики;
обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов, прибывающих в Республику Коми и обустраивающихся на ее территории, и формирование дифференцированного подхода к приему различных категорий мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья;
связь института гражданства Российской Федерации с доступом лиц, его получивших, к механизмам защиты их гражданских и социальных прав, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и осуществляемой ею политикой приема бывших соотечественников из стран нового зарубежья.