Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования.
Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования дистанционных технологий обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
На этом фоне состояние информатизации республиканской системы образования можно оценить как неудовлетворительное.
Большую часть компьютерного парка в общеобразовательных школах республики составляют установленные в 1985 - 1992 годах компьютеры первого поколения, которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в мире.
Россия является единственной страной в мире, в которой (по данным исследований IEA в 1999 году) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом в республике приходится более чем на 93 учащихся, современная техника распределена крайне неравномерно по образовательным учреждениям республики, в то время как во многих европейских странах и некоторых регионах России, например, таких, как Республика Татарстан, Самарская область, Республика Карелия, - один компьютер на 10 - 15 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Не получают широкого распространения Интернет-технологии в общеобразовательных учреждениях всех видов и типов в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации на русском языке, используемой в учебном процессе образовательных учреждений, неподготовленностью работников образовательных учреждений к использованию информационных технологий и недостаточной обеспеченностью образовательных учреждений линиями связи. Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
В системе образовательных учреждений дополнительного образования детей на территории Республики Коми на начало 2002/2003 учебного года насчитывалось 93 учреждения, в которых обучаются около 8 тысяч человек. Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. Имеющиеся на сегодняшний день сетевая база и учебно-методическое оснащение этих учреждений явно недостаточны для решения этих задач и требуют полного обновления.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды отводится общеобразовательным учреждениям, расположенным в сельской местности. В системе образования республики насчитывается 341 такое учреждение. В них остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Даже по действующим нормативам общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, оснащены компьютерной техникой всего на 10 процентов. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить эти учреждения обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством. Удаленность этих учреждений от методических и информационных центров приводит к определенной информационной изолированности учителей и школьников, создает неравные условия для получения последними качественного образования.
В связи с изложенным необходимо проведение единой государственной политики, обеспечивающей развитие информации в области образования, комплексного решения этих проблем программными методами.