Реализация приоритетного национального проекта "Образование", в том числе комплексного проекта модернизации образования, исполнение указов Президента Российской Федерации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализация мероприятий ведомственных целевых программ развития образования в 2006 - 2010 годах позволили получить ряд важных результатов, связанных с повышением результативности деятельности в системе общего образования, снижением неэффективных расходов, усилением общественного участия в управлении образованием.
Сеть образовательных учреждений Республики Коми (406 общеобразовательных учреждений) позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Количество образовательных учреждений, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по предметам, в последние три года остается стабильным: 18 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 15 гимназий, 10 лицеев. Предпрофильной подготовкой охвачено 63 процента обучающихся, профильным обучением охвачено 31,2 процента обучающихся 10 - 11 классов.
Созданы необходимые условия для обучения детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми и условия для получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительно-трудовых учреждениях, расположенных на территории Республики Коми.
В республике функционируют 22 специальных (коррекционных) образовательных учреждения и 41 класс компенсирующего обучения в школах, обеспечивающих право на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений, направленной на создание условий, обеспечивающих школьникам доступное качественное общее образование, количество малокомплектных школ сократилось с 241 (в 2008 году) до 215 (в 2010 году).
В целях решения проблемы дефицита квалифицированных педагогических кадров с 1 сентября 2010 г. в республике за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов осуществлялась реализация пилотного проекта "Организация дистанционного обучения обучающихся малокомплектных школ". На базе 2 малокомплектных школ (муниципального образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа пст Ираель" Сосногорского района и муниципального образовательного учреждения "Ыбская средняя общеобразовательная школа" Сыктывдинского района) была отработана модель организации обучения с использованием дистанционных технологий, создана информационная образовательная среда, позволяющая в дальнейшем расширить сеть школ, обеспечивающих возможность обучающимся малокомплектных школ получать качественное общее образование.
С 2010 года осуществляется работа по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального образования. При государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми "Коми республиканский институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО") создан Центр по методическому сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в пилотном режиме был введен в 17 школах республики. В общеобразовательных учреждениях всех муниципальных образований республики созданы условия, позволяющие во всех первых классах в 2011 - 2012 учебном году ввести в штатном режиме федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В Республике Коми функционируют 12 республиканских ресурсных центров и 82 базовых (опорных) общеобразовательных учреждения, которые оснащены необходимой учебно-материальной базой, современным компьютерным оборудованием, укомплектованы высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Республиканские ресурсные центры и базовые школы активно транслируют инновационный опыт реализации приоритетных направлений модернизации образования, в том числе опыт введения профильного обучения, реализации компетентностного подхода, применения здоровьесберегающих технологий. Предполагается оснащение 2 республиканских ресурсных центров современнейшим оборудованием в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В республике формируется система комплексной оценки результатов и эффективности работы образовательных учреждений, их инновационного потенциала. В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 385 общеобразовательных учреждениях республики (95 процентов от их общего количества) утверждены и реализуются программы развития.
Увеличивается число обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, в апробации "новой" формы государственной (итоговой) аттестации с участием территориальных экзаменационных комиссий с 19,3 процента в 2009 году до 34,8 процентов в 2010 году. Результаты государственной (итоговой) аттестации в данной форме демонстрируют более высокое качество подготовки выпускников по алгебре, русскому языку, биологии, обществознанию, химии, физике, географии, чем в среднем по Российской Федерации.
Результаты Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку (образовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов), выше среднереспубликанских и среднероссийских. Увеличилась доля выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении" с 4,46 процента в 2009 году до 4,8 процента в 2010 году.
Дальнейшее развитие в системе образования получило этнокультурное (национальное) образование, направленное на формирование благоприятной инфраструктуры межнационального общения, условий для сосуществования различных культур, расширения диалога между ними. В образовательных учреждениях республики созданы условия для развития государственного двуязычия, в том числе для изучения предметов национально-регионального компонента. В 256 образовательных учреждениях (39 процентов от общего количества образовательных учреждений) 32 тысячи обучающихся изучают коми язык и литературу. Совершенствуется методика преподавания коми языка и литературы, в образовательный процесс внедряются новые информационно-компьютерные технологии, обобщается и распространяется инновационный опыт работы учителей коми языка и литературы, разрабатывается и издается необходимая учебно-методическая литература, обеспечивающая преподавание данных предметов. Разработан и прошел широкое обсуждение педагогической общественностью проект концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми.
Совершенствуется содержание общего образования. Увеличивается удельный вес школьников, обучающихся по современным учебно-методическим комплектам, созданным на основе развивающего подхода в начальном звене с 45,5 процента (в 2005 - 2006 учебном году) до 66 процентов (в 2009 - 2010 учебном году).
Приоритетный национальный проект "Образование" на территории Республики Коми способствовал росту информационной культуры участников образовательного процесса, решил проблемы доступа общеобразовательных учреждений к электронным информационным и образовательным ресурсам.
Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики.
В учреждениях, реализующих программы общего образования, работают 9 789 педагогических работников (в том числе 8 035 учителей), из них в учреждениях, расположенных в городской местности, - 6 216 педагогических работников, в учреждениях, расположенных в сельской местности, - 3 573 педагогических работника. Анализ качественного состава педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования, показывает, что доля преподавателей с высшим профессиональным образованием достаточно высока и составляет в среднем 77,2 процента.
Сохраняется отличие в уровне образования городских и сельских педагогических работников. В сельской местности высшее профессиональное образование имеют 70,8 процента педагогических работников, в городской местности - 80,9 процента педагогических работников.
Численность руководящих работников учреждений, реализующих программы общего образования, составляет 1486 человек (из них в учреждениях городской местности - 891 руководящий работник, в учреждениях сельской местности - 595), 81,0 процента руководителей имеют высшее профессиональное образование, 73,2 процента руководителей имеют высшее педагогическое образование.
Более половины (59,6 процента) педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования, имеют высшую и первую квалификационные категории. Доля руководящих работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, составляет 92,8 процента.
В 2010 году в республику прибыло по Президентской программе 14 педагогов.
Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике. Об этом свидетельствует активное участие педагогов и образовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта "Образование". За 2006 - 2010 годы в конкурсных процедурах участвовало около 9 процентов учителей. Государственную поддержку из федерального бюджета получили 69 школ и 313 учителей. В 2010 году 100 педагогов получили денежное вознаграждение по результатам республиканского конкурса лучших учителей.
Увеличивается удельный вес педагогов, вовлеченных в инновационную и опытно-экспериментальную деятельность (2008 г. - 52 процента, 2010 г. - 55,2 процента).
В 2011 году в республике разработан и утвержден новый порядок аттестации педагогических работников, который стимулирует процессы совершенствования педагогов как профессионалов.
В настоящее время ведется разработка инновационных моделей, обеспечивающих адресный подход в повышении квалификации педагогов. В рамках обновления системы повышения квалификации возникает необходимость в появлении конкурентной образовательной среды, обеспечивающей реальную реализацию принципа адресности в процессе формирования индивидуальных и групповых запросов к системе повышения квалификации и переподготовки.
В республике развивается система государственно-общественного управления образованием. В 55,8 процента образовательных учреждений созданы и работают управляющие советы, советы образовательных учреждений и другие органы, обеспечивающие государственный общественный характер управления. Активно работают Ассоциация руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений и Ассоциация попечительских советов. Активизации общественных формирований в оценке качества образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсных процедурах приоритетного национального проекта "Образование" в качестве гражданских экспертных организаций участвовало более 10 общественных организаций.
Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного общего образования существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе с использованием программных методов.
Снижается качество подготовки выпускников в общеобразовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы базового уровня. Результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории России, английскому языку, обществознанию, литературе ниже среднероссийских показателей.