В настоящее время на селе сложилась критическая социально - экономическая ситуация. В сельскохозяйственных предприятиях произошли существенные изменения в сторону ухудшения в организации труда, соблюдении производственной дисциплины, технической оснащенности рабочих мест, использовании земли. Это пагубным образом отразилось на состоянии рынка аграрного труда и социальной сферы села.
За 1990-1998 годы среднегодовая численность занятых в агропромышленном комплексе сократилась с 48 до 30 тыс. человек или в 1,5 раза, а в сельском хозяйстве - с 26,0 тыс. человек до 22,6 или в 1,2 раза. Высвобождение работников в сельском хозяйстве происходит, в основном, по экономическим причинам. Преобладающим фактором сокращения занятости является уменьшение количества средств труда в результате их износа и старения, свертывание производственной базы (уменьшение количества рабочих мест), сокращение поголовья скота, объемов производства продукции, отсутствие материально - вещественных, экономических и социальных условий производства.
Упал престиж сельскохозяйственного труда, снизились его привлекательность для молодежи, конкурентоспособность села как места проживания, приложения труда и капитала. Село и сельское хозяйство покидают наиболее квалифицированные кадры. Ухудшился качественный состав руководящих кадров на селе. На 1 января 1999 г. на долю руководителей и специалистов агропромышленного комплекса с высшим образованием приходилось только 26,0 процентов их численности, со средним специальным образованием - 55,4 процента; в сельском хозяйстве среди руководителей и специалистов высшее образование имели лишь 22,6 процента, среднее специальное - 56,7 процента. Удельный вес главных специалистов с высшим образованием составлял 45,2 процента, со средним специальным - 52,4 процента.
На селе, по сравнению с городом, опережающими темпами растет безработица. На начало 1999 года 14 тыс. человек состояли на учете в службе занятости в качестве официально зарегистрированных безработных. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди женщин и молодежи.
Возрастают трудности в реализации конституционных прав сельских жителей на образование, здравоохранение, приобщение к культурным ценностям. Ввод в действие на селе жилых домов в 1994-1998 годах сократился по сравнению со среднегодовым объемом в 1986-1990 годах в 1,3 раза, школ - в 3 раза, клубов - в 9 раз, а детских садов - в 5,6 раза. Сократилось строительство линий электропередачи, газовых и канализационных сетей, водопроводов, внутрихозяйственных дорог. Жители деревень практически лишены коммунальных удобств.
В неудовлетворительном состоянии находится медицинское обслуживание.
Сложившаяся на селе ситуация требует проведения в жизнь целенаправленной и конструктивной социально - экономической политики.
7.1. Социальное развитие села
Основой социальной политики на 2001-2005 годы будут повышение жизненного уровня работников агропромышленного комплекса, улучшение среды обитания сельских жителей, повышение гарантий государства в социальной защищенности работников сельхозпредприятий всех организационно - правовых форм.
Согласно Федеральной целевой программе экономического и социального развития Республики Коми на 1998-2005 годы за счет всех источников финансирования намечается построить на селе в 2001-2005 годах 421 тыс. кв.м жилья, на 75 мест дошкольных учреждений, на 2500 мест общеобразовательных школ, на 150 мест клубов и домов культуры, на 534 койки участковых больниц, на 210 посещений в смену амбулаторно - поликлинических учреждений и фельдшерско - акушерских пунктов, на 600 кв.м предприятий торговли.
В сельской местности республики планируется построить 81 км распределительных газовых сетей и газифицировать 1520 квартир, построить 743 км территориальных дорог с твердым покрытием.
Будет завершена передача объектов социальной инфраструктуры органам местного самоуправления.
Настоящей Программой в 2001-2005 годах предусматривается построить 206 тыс. кв.м жилья, из них 200 тыс. кв.м за счет средств населения, 64 км внутрихозяйственных автомобильных дорог с твердым покрытием, 35,4 км распределительных газовых сетей; 41 км разводящих сетей и локальных водопроводов (таблица 19 к Программе).
Финансирование социального обустройства села будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов, а также за счет привлечения средств сельских товаропроизводителей, промышленных и строительных организаций, коммерческих структур на основе формирования фондов социального развития села.
7.2. Кадровое обеспечение предприятий и организаций агропромышленного комплекса
Задачи по кадровому обеспечению села призвана решить система профессионального образования кадров, предполагающая формирование единого образовательного комплекса, задачей которого является развитие непрерывного образования в течение трудовой деятельности по схеме: школа - профессиональное училище - техникум - высшее учебное заведение - институт переподготовки и повышения квалификации.
Профессиональные училища N N 2, 20, 21 готовят кадры рабочих профессий. Контингент учащихся составляют, в основном, сельские школьники, имеющие неполное или полное общее образование. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих ведется также на хозрасчетном отделении Сыктывкарского лесного института. Слушателями отделения являются рабочие, желающие повысить свою квалификацию, лица, высвобождаемые в связи с реорганизацией хозяйств, и безработные, направляемые на учебу через службы занятости населения с целью получения новой профессии. Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум осуществляет профессиональную подготовку специалистов средней квалификации, Сыктывкарский лесной институт и Коми филиал Вятской государственной сельскохозяйственной академии - профессиональную подготовку специалистов с высшим образованием, а послевузовскую подготовку обеспечивает Институт переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Республики Коми. Основными преимуществами единого образовательного комплекса являются: преемственность и скоординированность обучающих программ, рациональное использование материальных ресурсов и преподавательского состава, соответствие образовательной подготовки запросам агропромышленного комплекса.
В Институте переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Республики Коми, имеющем лицензии по семи направлениям профессиональной переподготовки и восьми направлениям повышения квалификации, будет продолжена работа по целевой учебе с последующей аттестацией руководящих работников с присвоением соответствующих квалификационных категорий. В настоящее время стала возможной организация силами института профессиональной подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное профильное образование, по ускоренной программе высшей школы по специальностям "Экономика и управление аграрным производством", "Бухучет и аудит".
На базе Института переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Республики Коми создана и функционирует информационно - консультационная служба, основными задачами которой являются интеграция знаний и информации из различных источников, предоставление сельским товаропроизводителям объективной и постоянно возобновляемой информации по различным аспектам функционирования агропромышленного комплекса, а также координация деятельности сети информационно - консультационных служб районов, которая с укреплением материально - технической базы будет расширяться.
В период с 2001 по 2005 годы особое внимание будет уделено работе с кадровым резервом, формируемым также и из числа выпускников высших учебных заведений, которые имеют рекомендации учебных заведений.
В 2001-2005 годах будет внедрена система комплексной оценки руководителей, специалистов, кадров массовых профессий, обеспечен систематический мониторинг кадровой ситуации в агропромышленном комплексе на основе составления балансов труда и квалифицированных кадров, контроль за реализацией кадровых программ и заданий и на основе полученных данных будут формироваться кадровый резерв и заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей.
Мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров в 2001-2005 годах, укреплению учебно - материальной базы образовательных учреждений, объемы и источники их финансирования показаны в таблицах 20-22 к Программе.
7.3. Улучшение условий и охраны сельскохозяйственного труда
В целях улучшения условий и охраны сельскохозяйственного труда в 2001-2005 годах предусматривается:
разработать республиканскую отраслевую программу улучшения условий и охраны труда на предприятиях агропромышленного комплекса Республики Коми с выделением приоритетного направления - улучшения условий труда и производственного быта женщин, с частичным финансированием из республиканского бюджета;
обеспечить реализацию Закона Республики Коми "Об охране труда", в котором предусмотрено, что размер средств, ежегодно выделяемых предприятиями на финансирование охраны труда, не должен быть менее 1 процента от затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
в соответствии с Законом Республики Коми "Об охране труда" в целях улучшения работы по охране труда и здоровья тружеников агропромышленного комплекса и членов их семей в трудовых коллективах с численностью 100 и более человек создавать службы охраны труда;
провести ревизию и восстановить работу ранее закрытых, ликвидированных санаториев - профилакториев при фермах и ремонтно - механических мастерских, а также физкультурно - спортивных сооружений, подростковых клубов и клубов по видам спорта для взрослых;