ТИПОВАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Основные положения
Целью реформы предприятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики.
Эта цель достигается путем реструктуризации предприятия, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности.
Реформа предприятия проводится в соответствии с Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 21 мая 1998 г. N 180 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми".
2. Задачами реформы предприятия являются:
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
защита прав участников (акционеров);
создание эффективного механизма управления предприятием;
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
достижение информационной доступности (открытости) финансово - экономического состояния предприятия для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
ликвидация просроченной задолженности предприятия перед бюджетами всех уровней, персоналом и другими кредиторами;
повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
3. Для разработки Программы реформирования предприятия на предприятии создается специальная рабочая группа.
На основе анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия и задач по реформированию предприятия его органами управления принимается решение о возможности реализации этих задач силами существующего управленческого персонала либо о полной или частичной замене его кадрового состава.
Типовая программа реформы предприятия включает в себя комплекс мероприятий, ряд из которых предприятие должно будет реализовать в обязательном порядке в целях приведения условий своей деятельности в соответствие с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
4. Критерии реформирования предприятия
Критериями реформирования предприятия являются:
введение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;
четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;
наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;
отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;
отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мер по ликвидации указанной задолженности;
отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.
5. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ) осуществляется с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет уменьшения риска от недобросовестных действий руководства предприятия. Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит создать системы регистрации прав акционеров, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом предприятия.
6. В целях ограничения возможностей злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятельности предприятия, а также повышения на этой основе качества управленческих решений более четко разграничиваются полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого уточняются условия контракта, заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом с руководителем предприятия, а в случае необходимости производится пересмотр устава хозяйственного общества.