ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 24 ноября 1997 года N 333
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УСТЬ-ЦИЛЕМСКОГО РАЙОНА НА 1998-2000 ГОДЫ
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 4.10.2002 года N 286
НГР(RU 11000200200358)
В целях создания условий для стабилизации и развития экономики и социальной сферы Усть-Цилемского района постановляю:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития Усть-Цилемского района на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1998-2000 годы предусмотреть выделение средств для финансирования мероприятий Программы.
3. Руководителям министерств, ведомств республики и администрации Усть-Цилемского района обеспечить осуществление комплекса мер по реализации приоритетных направлений по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы района, раз в полугодие представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию по выполнению Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Министерство экономики Республики Коми.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УСТЬ-ЦИЛЕМСКОГО РАЙОНА НА 1998-2000 ГОДЫ
Наименование Про- Программа социально-экономического развития
граммы Усть-Цилемского района на 1998-2000 годы
Основание для разра- Поручение Главы Республики Коми в
ботки Программы соответствии с основными направлениями
экономической и социальной политики
Правительства Республики Коми на
1997-1998 годы
Заказчик Программы Администрация Усть-Цилемского района
Цели и задачи Про- Разрешение существующих проблем в экономике
граммы Усть-Цилемского района, обеспечение
сбалансированного и устойчивого ее развития
и на этой основе увеличение объемов
промышленного и сельскохозяйственного
производства, улучшение ситуации в
социальной сфере
Сроки реализации 1998-2000 годы
Программы
Исполнители Администрация Усть-Цилемского района,
Программы министерства и ведомства Республики Коми
Объемы и источники Общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составит 192972 млн. рублей, из
Программы которых 38672 млн. рублей - средства
республиканского бюджета Республики Коми,
5700 млн. рублей - собственные средства
предприятий, 136000 млн. рублей - средства
территориального дорожного фонда Республики
Коми, 12000 млн. рублей - средства
Программы развития экономики Республики
Коми, 600 млн. рублей - средства местного
бюджета
Ожидаемые конечные Преодоление кризисного состояния экономики,
результаты реализа- увеличение объемов промышленного и
ции Программы сельскохозяйственного производства,
снижение социальной напряженности в
районе
Система организации Информация о ходе реализации программных
контроля за исполне- мероприятий представляется исполнителями
нием Программы в Министерство экономики Республики Коми
по результатам каждого полугодия
Усть-Цилемский район занимает территорию 42,5 тыс. кв. км. В 41 населенном пункте района проживает 17,0 тыс. человек. В районе крайне слабо развита сеть автомобильных дорог, что негативно отражается на производственной деятельности предприятий и организаций, создает проблемы в жизнедеятельности населения.
Расстояние от райцентра до Сыктывкара составляет 664 км, до ближайшей железнодорожной станции Ираель - 213 км, до ближайшего речного порта г. Печоры - 460 км.
Социально-экономическая ситуация в районе характеризуется продолжающимся спадом объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, усиливающейся тенденцией роста безработицы, увеличением социальной напряженности в трудовых коллективах, снижением уровня жизни населения.
За 1996 год предприятиями района произведено промышленной продукции на 22,4 млрд. рублей, сельскохозяйственной - на 38,7 млрд. рублей.
В наиболее сложном положении находится агропромышленное производство, в котором занято 2500 человек, или 29,4 проц. трудоспособного населения района.
По сравнению с 1995 годом произошло снижение производства всех основных видов сельхозпродукции. Надой молока сократился на 36,0 проц., производство мяса - на 42 проц.
В 2,2 раза по сравнению с 1990 годом снизилось производство деловой древесины, в 3,2 раза - пиломатериалов, в 5,8 раза - хромовых кожтоваров.
Упавший потребительский спрос из-за низкой зарплаты и несвоевременной ее выплаты, безработица создают сложности в работе торговых организаций. Розничный товарооборот за 1996 год составил 37 млрд. рублей, что соответствует снижению в сопоставимых ценах на 21,4 проц.
Объем бытовых услуг снизился по сравнению с 1996 годом на 21 проц. Муниципальное унитарное предприятие "Дом быта" из-за отсутствия заказов находится на грани банкротства. Продолжается снижение объемов предоставляемых услуг предприятиями транспорта и связи. Из-за отсутствия финансирования практически бездействуют строительные организации района. На жилищное строительство в 1996 году было направлено 800 млн. рублей, что составляет 62 проц. к 1995 году. Ввод жилья снизился в 3,2 раза к уровню 1995 года. Сдерживается развитие производственной и социальной инфраструктуры района.
Среднемесячный денежный доход на душу населения в месяц за 1996 год составил по району 454 тыс. рублей, что меньше среднереспубликанского уровня почти в 2 раза. По уровню средней зарплаты район занимает одно из последних мест в республике. Номинальная среднемесячная зарплата на одного работающего по району составляет 790 тыс. рублей, или 56 проц. от среднереспубликанской. Из-за сложного финансового состояния предприятий растет задолженность по выплате заработной платы. На 1 января 1997 г. она составляла 13,0 млрд. рублей, на 1 ноября т.г. - 13,8 млрд. рублей. Более половины задолженности приходится на предприятия сельского хозяйства.
Финансовое положение предприятий района критическое. Из-за отсутствия оборотных средств предприятия в основном функционируют за счет кредитов. На 1 сентября 1997 г. ссудная задолженность предприятий по средствам федерального фонда госфинподдержки составляет 30,4 млрд. рублей. Дебиторская задолженность по всем предприятиям района составляет 13,7 млрд. рублей, кредиторская - 53,4 млрд. рублей. Неплатежеспособность и убыточность предприятий района отражаются на уровне поступления налогов и платежей в бюджет. На 1 октября 1997 г. недоимка по району составляет 7,6 млрд. рублей, в том числе в местный бюджет - 2,1 млрд. рублей. Бюджет района является дотационным.
По причине дефицита финансовых средств обостряются проблемы в функционировании учреждений народного образования, культуры, здравоохранения.
Одним из основных факторов социальной напряженности в районе является высокий уровень безработицы. По состоянию на 1 сентября 1997 г. статус безработного имеют 846 человек, или 9,9 проц. от численности трудоспособного населения.
В районе сложилась высокая экономическая нагрузка: на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 900 человек моложе и старше трудоспособного возраста. Каждый пятый житель - пенсионер, 625 человек являются инвалидами. Снижается продолжительность жизни людей. Велика смертность от неестественных причин. Значительный удельный вес в численности населения составляют лица, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке.
Исходя из приведенного анализа социально-экономической ситуации, можно сделать вывод, что для смягчения социальной напряженности и создания условий для нормального функционирования экономики и социальной сферы района необходимо принятие целого комплекса мер, ориентированных, прежде всего, на реконструкцию и создание новых мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, укрепление материально-технической базы социальной сферы, развитие транспортной сети района.
В то же время по причине ограниченных финансовых возможностей районного бюджета и отсутствия собственных средств у предприятий района реализация указанных мер без поддержки на республиканском уровне невозможна. Это и предопределяет необходимость разработки целевой Программы социально - экономического развития Усть - Цилемского района на период до 2000 года.
Основной целью Программы является реализация комплекса мероприятий по обеспечению сбалансированного и устойчивого развития экономики, созданию условий для увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства, снятию напряженности в социальной сфере района.
Это предполагается осуществить за счет:
выработки механизмов структурной перестройки и экономического оздоровления хозяйственного комплекса района;
совершенствования и внедрения новых технологий в промышленности и в сельском хозяйстве;
упорядочения хозяйственных и финансовых связей между предприятиями внутри района и республики;
решения проблемы сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой в районе;
расширения возможностей занятости населения;
повышения качества медицинского и социального обслуживания, обеспечения приемлемых условий жизнедеятельности жителей района;
развития сети бытового обслуживания населения;
своевременного и достаточного завоза продовольствия, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
2.2. Срок реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут реализованы в 1998-2000 годы.
2.3. Заказчик Программы
Заказчиком Программы является администрация Усть-Цилемского района.
Приоритетными направлениями стабилизации и развития экономики и социальной сферы района являются:
создание новых и реконструкция действующих мощностей по переработке производимой в районе сельхозпродукции;
техническое переоснащение кожевенного завода;
создание собственной инфраструктуры для организации агросервисного обслуживания, включая ремонт и прокат автотранспортной техники для населения и крестьянских хозяйств;
приобретение автотранспортной техники для сельхозпредприятий через ОАО "Комилизинг" и ОАО "Комиагропромтехника";