ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 28 августа 1995 года N 323
О КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республика Коми от 18.02.2003 г. N 41 (НГР RU 11000200300045)
В целях активизации внешнеэкономической деятельности в Республике Коми постановляю:
одобрить прилагаемую концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Коми;
министерствам, ведомствам Республики Коми, главам администраций городов и районов принять концепцию к руководству;
рекомендовать коммерческим и некоммерческим организациям Республики Коми руководствоваться концепцией в практической работе.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Одобрена
Указом
Главы Республики Коми
от 28 августа 1995 г. N 323
Введение
Увеличение в Республике Коми числа субъектов внешних связей - экономических, культурных, спортивно - туристических и других - вызывает необходимость координации их деятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельных участников этой деятельности с интересами Республики Коми, ее населения в целом. Такая координация и согласование возможны в рамках концептуально оформленной внешнеэкономической политики. Одновременно данная концепция есть первая попытка осмысления сути и значения внешнеэкономической деятельности (в дальнейшем именуется - ВЭД) Республики Коми.
Концепция является основой для разработки отраслевых и функциональных программ ВЭД Республики Коми.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Коми нацелена на развитие всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, регионами России и постепенное подключение к международному и межрегиональному разделению труда, на становление в Республике Коми социально ориентированной рыночной экономики, на достижение следующих целей:
роста благосостояния населения Республики Коми и обеспечение его занятости на основе развития производства, создания новых технологий;
насыщения потребительского рынка товарами и услугами;
сохранения природной среды обитания;
создания материальной базы для развития национальных культур и приобщения к общемировым ценностям культуры, экономики, науки, права.
Поставленные цели будут решаться в условиях:
сотрудничества Республики Коми с административно - территориальными образованиями России и стран СНГ, с другими странами;
всемерного и последовательного развития экспортного потенциала Республики Коми и улучшения структуры экспорта, предполагающей постепенное повышение удельного веса товаров с высокой степенью обработки;
рационализации импорта;
государственной поддержки экспортеров продукции предприятий Республики Коми;
привлечения российских и иностранных инвестиций, а также инвестиций стран СНГ;
обеспечения гарантий привлечения инвестиций в экономику Республики Коми, участия иностранного капитала в приватизации;
использования преимуществ международного разделения труда, потенциальных и инвестиционных возможностей развитых стран;
государственной поддержки развития экспортоориентированного и импортозамещающего производства;
создания необходимой правовой и организационной базы;
развития инфраструктуры и подготовки кадров для ВЭД.
В основу ВЭД закладываются следующие принципы:
формирование взаимосотрудничества Республики и предпринимателей: республика формирует максимально благоприятные организационно - экономические и правовые условия для хозяйственной инициативы предприятий и организаций; предприятия активно осуществляют торговую, производственную, инвестиционную и инновационную деятельность с учетом государственных и национальных интересов;
обеспечение экономической безопасности Республики Коми;
максимальная экономическая и народно - хозяйственная (в т.ч. экологическая) эффективность;
конкурентная основа и альтернативность выбора проектов (тендерная система), обеспечивающая свободный доступ к информации всех заинтересованных лиц.
1. География внешнеэкономической деятельности
Республики Коми и сферы ее интересов
География внешнеэкономических связей во многом определяется сложившейся отраслевой структурой экономики Республики Коми. Ее изменение во многом связано с необходимостью расширения рынка сбыта, выравнивания баланса экспорта - импорта в зависимости от степени развития экспортного потенциала Республики Коми и необходимости внедрения новых технологий и производств.
Интересы Республики Коми в формировании ее экономических взаимоотношений с государствами СНГ и странами дальнего зарубежья требуют учета политических и социально - экономических факторов.
Основные из этих факторов:
вхождение потенциальных партнеров в торгово - экономические союзы, блоки и признание ими международных правил торговли;
наличие договоров и соглашений, заключенных с Российской Федерацией, по защите инвестиций, торгово - экономическому сотрудничеству, клиринговым расчетам и т.п.;
наличие режима наибольшего благоприятствования в торговле;
политическая стабильность;
состояние внутреннего законодательства потенциальных партнеров, обеспечивающего выгодность экономических связей (налоговые, таможенные правила и т.д.);
складывающаяся конъюнктура рынков и их тенденции;
конкурентоспособность и специализация предприятий Республики Коми;
географическая близость, удобства и стоимость доставки грузов;
инвестиционный потенциал партнеров (по капиталу, инновациям и т.д.).
Принцип безусловного сохранения единого экономического пространства России - основа экономической политики Республики Коми.
Северо - Западный регион России (Архангельская, Калининградская, Мурманская, Вологодская, Ленинградская области, Республика Карелия, Санкт - Петербург).
В рамках данного региона Республика Коми имеет интерес для товарообмена с европейскими странами через транспортную и путепроводную транзитную инфраструктуру. Одновременно Республика Коми может стать для региона привлекательной для вложения инвестиций в ее топливно - энергетический комплекс. Разработка и поставка топливно - энергетических ресурсов областям региона решает проблему топливного снабжения и служит базой для развития промышленности.
Эти общие интересы Республики Коми и областей Северо - Западного региона России требуют усиления политического и экономического влияния региона на общероссийскую политику путем координации своих действий, нахождения и принятия взаимовыгодных решений, повышения статуса и активизации деятельности Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо - Запада Российской Федерации. В перспективе должна быть выработана единая концепция внешнеэкономической деятельности территорий Северо - Запада России.
Для данного региона Республика Коми может стать привлекательной для инвестиций в ее транспортную и путепроводную транзитную инфраструктуру для товарообмена с Центральным и Северо - Западным регионами Российской Федерации и европейскими странами.
Представляют экономический интерес для Республики Коми в области взаимных поставок продукции и использования мощного научно - технического потенциала этого региона. Возможны государственные и другие инвестиции из данных регионов в топливно - энергетический и лесопромышленный комплексы Республики Коми.
Представляют экономический и социальный интерес для Республики Коми в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, отдыха и лечения граждан Республики Коми. Возможны государственные, республиканские и другие виды инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку на месте.
Другие регионы России могут стать привлекательными для Республики Коми в части создания дилерских компаний, таможенных складов и складов перевалки, новых рынков сбыта. Возможно создание финансово - промышленных групп для реализации перспективных проектов.
Все страны СНГ, в той или иной степени, заинтересованы во взаимных поставках продукции. Они привлекательны для Республики Коми тем, что имеют одинаковый технический уровень производства продукции, относительную прозрачность границ, отсутствие больших административных и языковых барьеров. Одновременно эти страны нуждаются в наших поставках. В настоящее время среди стран СНГ для Республики Коми наибольший интерес представляют Украина и Беларусь. Географическое положение, этническая близость народов, благоприятный климат, развитая промышленность и сельское хозяйство, наличие кратчайших железнодорожных путей в Восточную Европу и Черноморских портов делает привлекательной перспективу широкого и всестороннего сотрудничества и кооперирования во всех областях деятельности.
Страны Прибалтики традиционно входят в зону экономического интереса Республики Коми в силу их географической близости, удобства транспортного сообщения и развитости легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Перспективны экономические связи с Калининградом через Литву. Калининград как субъект Российской Федерации, объявленный свободной экономической зоной, с незамерзающим портом на Балтике становится притягательным как морские ворота России в Северную Европу.
Взаимозависимость экономик вследствие исторически сложившейся специализации промышленности в рамках бывшего СЭВ, схожие общественно - политические проблемы развития общества и, наконец, близкие по своему уровню развития и состоянию экономический базис создают особый политический и социально - экономический интерес Республики Коми, как и России, к этим странам.
Особое внимание необходимо уделить возможности восстановления, где это экономически выгодно, прежней специализации и разделения труда, что обеспечивает перспективу сбыта продукции лесопромышленного и топливно - энергетического комплекса Республики Коми на рынках этих стран. Сделаны первые шаги во взаимопроникновении капиталов. В Восточной Европе наиболее благоприятны для размещения капитала Венгрия, Словакия, Чехия, Болгария и Польша.
Перспективна организация совместных производств и торговых домов, торговых представительств отдельных фирм, регионов и административно - территориальных единиц.
Экономическая привлекательность для Республики Коми данного региона определяется следующими факторами:
наличием большого инвестиционно - кредитного потенциала Германии;
потенциальной готовностью стран данного региона к расширению торгового сотрудничества и насыщению емкого российского рынка товарами народного потребления;
готовностью к продаже научно - технических и технологических достижений и оказанию технической помощи.
Одной из основных причин, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей с развитыми странами, является, о чем говорилось ранее, слабый экспортный потенциал Республики Коми, основу которого, как и России, составляет природное сырье.
Ограниченные импортные возможности Республики Коми определяют ближайшие главные задачи республики и пути их решения:
максимальное использование инвестиционного и кредитного потенциала данных стран, имея в виду создание благоприятного инвестиционного климата;
приоритет и государственная поддержка импорта, дающего возможность структурной перестройки экономики республики, реконструкции, модернизации, внедрению новых технологий, в первую очередь, это относится к экспортопроизводящим и импортозамещающим производствам.
Для Республики Коми наиболее привлекательной для сотрудничества по-прежнему является Финляндия, что связано с географической близостью, сходными климатическими условиями, культурно - этнической близостью народов и традиционным торгово - экономическим партнерством в области приграничной торговли.
Образование новых государств на территории бывшего СССР усиливает значение Финляндии для Коми и России как торгово - экономического партнера, имеющего возможность связать Коми и Северо - Запад России с транспортной и технической инфраструктурой Северной Европы.
Приоритетными направлениями развития торгово - экономического сотрудничества Республики Коми и Финляндии являются:
разработка комплексных целевых программ по рациональному использованию природного потенциала республики и, в первую очередь, лесного, далее - топливного и горно - рудного;
внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;