Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


1.1. Сложившаяся ситуация в жилищной сфере

Географическая удаленность, суровые природно-климатические условия жизни, малая заселенность Республики Коми обусловливают необходимость использования специфических способов развития жилищной сферы. Так, средняя обеспеченность жилой площадью населения региона в 2009 году составила 24,4 кв.м на человека, для сравнения в России - 22,4 кв.м, в 2010 году - 24,5 кв.м на человека. Вместе с тем более половины граждан региона проживает в домах, построенных в 1970 - 1980 гг., десятая часть всего жилищного фонда размещена в ветхих и аварийных строениях. Показатель строительства жилья на одного жителя Республики Коми вдвое меньше российского.

В настоящее время в Республике Коми на учете на получение жилья состоят более 36 тыс. семей. 83 процента жителей республики, желающих жить в отдельном жилье, не имеют доходов для решения этой проблемы, порядка 50 процентов численности населения Республики Коми - граждане, имеющие среднедушевой денежный доход ниже среднего по региону.

Несмотря на то, что проведенные реформы в жилищной сфере осуществили переход от планово-административных методов управления к рыночным, недостаточно проработанным в Республике Коми остается вопрос экономического регулирования уровня обеспечения населения доступным и комфортным жильем.

В регулировании жилищной сферы Республики Коми используются инструменты обеспечения жильем населения, не учитывающие особенности северного региона, что затрудняет решение проблемы доступности жилья. Указанные проблемы свидетельствуют о необходимости формирования новых подходов к регулированию темпов жилищного строительства, воспроизводства жилищного фонда и обеспечению жильем населения региона.

1.2. Классификация городов и районов республики

По географической удаленности, природно-климатическим условиям жизни, социально-экономическим показателям города и районы Республики Коми в части осуществления политики жилищного строительства можно разделить на 4 группы.

К первой группе относятся города Инта и Воркута.

Развитие угольной промышленности Республики Коми осуществлялось в рамках "Программы социально-экономического развития и реструктуризации производства Печорского угольного бассейна", которая предусматривала создание высокоэффективного и конкурентоспособного производства угольной продукции при обеспечении социальной защиты высвобождаемых работников и благоприятных социально-экономических условий для проживания в городах Инте и Воркуте.

В связи со значительным снижением численности населения указанных городов недостатка в жилье и объектах социальной сферы нет. Ежегодно переселяются (выезжают) от 200 до 500 семей. После проведения ремонта высвободившихся квартир возможно их заселение гражданами, проживающими в аварийном жилье.

Приоритетными направлениями градостроительной деятельности в городах Воркуте и Инте будут ликвидация ветхого и аварийного жилья, максимальная концентрация населения в центральных частях этих городов и ликвидация поселков, входящих в состав указанных городов.

Ко второй группе отнесены города Печора, Вуктыл, Сосногорск, Усинск.

В этих городах имеется достаточный по объему рынок вторичного жилья, стоимость которого от полутора до трех раз ниже стоимости строительства новых многоквартирных домов.

Так, в городах Сосногорске, Усинске имеется рынок нереализованных квартир в домах, введенных в эксплуатацию в 2009 - 2010 годах.

Приоритетным направлением градостроительной деятельности в городах Печора, Вуктыл, Сосногорск, Усинск является строительство малоэтажных жилых домов экономического класса для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а в сельских поселениях - оказание помощи в виде субсидий индивидуальным застройщикам.

К третьей группе относятся районные центры сельских муниципальных районов и крупные развивающиеся сельские поселения.

В них отсутствует рынок вторичного жилья.

Муниципальный жилищный фонд имеет значительный износ. Ветхое и аварийное жилье составляет от 7,1 процента до 34,7 процента от общего жилищного фонда. Отсутствует возможность привлечения молодых специалистов в организации социальной сферы. Социально незащищенные категории граждан не обеспечиваются социальным жильем.

Индивидуальное жилищное строительство сдерживается отсутствием подготовленных земельных участков (не решены вопросы строительства дорог (улиц), линий энергоснабжения, сетей водоснабжения).

Строительство коммерческого жилья для данной категории поселений ввиду низкого уровня доходов жителей и повышенной стоимости строительства не имеет перспективы.

Основными направлениями жилищного строительства для данной категории населенных пунктов являются расширение строительства малоэтажного муниципального и индивидуального жилья.

В этих целях необходимо увеличить оказание государственной финансовой поддержки по следующим направлениям:

инженерная подготовка земельных участков для комплексной и индивидуальной застройки, компенсация застройщикам затрат на оплату подключения к инженерным сетям, услуг БТИ и других расходов, связанных с оформлением ввода индивидуального жилья в эксплуатацию;

увеличение объемов социальных выплат на строительство жилья гражданам посредством изменения перечня категорий в соответствии со степенью нуждаемости граждан в жилье.

Четвертую группу формируют города Сыктывкар и Ухта.

Как уже отмечалось, за последнее время в республике произошли определенные изменения в географии жилищного строительства. Вследствие оттока населения из районов Крайнего Севера строительство в северных городах и районах замерло. В то же время заметно увеличивается число желающих приобрести жилье на юге республики, главным образом в г. Сыктывкаре. С 1998 года более 40 процентов ввода жилых домов сосредоточено в г. Сыктывкаре и г. Ухте. В 2006 - 2008 годах на Сыктывкар и Ухту приходилось от 60 процентов до 64 процентов от всего объема вводимой площади жилых домов. В 2009 году не осуществлялся ввод жилых домов в Воркуте, Вуктыле и Инте.

1.3. Ввод жилых домов на территории Республики Коми