Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

I. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами


Проблемами, сдерживающими развитие жилищного строительства в Республике Коми, являются:

отсутствие земельных участков под жилищное строительство, обустроенных инженерной инфраструктурой;

обременительные для застройщиков условия подключения к системам инженерной инфраструктуры;

недостаточный объем средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на развитие инженерной инфраструктуры новых земельных участков;

несовершенная схема предоставления земельных участков для жилищного строительства.

Перечисленные проблемы во многом сдерживают развитие жилищного строительства в городах и районах Республики Коми, способствуют росту цен на жилищном рынке, снижают доступность жилья для населения.

Не разработаны комплексные планы развития территорий и объектов инженерной инфраструктуры, в результате чего выдача технических условий застройщикам для подключения к объектам инженерной инфраструктуры до сих пор осуществляется по нерегламентированным схемам, когда навязываются дополнительные условия по строительству или модернизации объектов инженерной инфраструктуры. Это в свою очередь ведет к удорожанию стоимости строительства жилья.

В городах республики период "точечной застройки" с использованием уже существующих инженерных коммуникаций в основном завершен, возможности использования действующих мощностей инженерной инфраструктуры для наращивания объемов жилищного строительства исчерпаны.

В этих условиях только опережающее развитие инженерной инфраструктуры может обеспечить ускорение темпов строительства жилья.

Принятые в 2005 - 2006 годах на федеральном уровне нормативные правовые акты, направленные на формирование рынка доступного жилья, сформировали законодательную базу для решения задачи развития инженерной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Но до сих пор не отработаны механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой для жилищного строительства.

У муниципальных образований нет средств. Предполагаемые инвесторы, в качестве которых должны были выступить организации, которые в дальнейшем будут эксплуатировать построенные инженерные сети и коммунальные объекты, на сегодняшний день не проявляют инициативы по вложению средств.

Кредитование банками инвестиционных проектов развития инженерной инфраструктуры сдерживается из-за риска невозврата кредитов застройщиками по причине отсутствия у них надежного обеспечения.

Все затраты на строительство жилья и объектов инженерной инфраструктуры до ввода объекта в эксплуатацию ложатся в полном объеме на застройщика, а далее перекладываются на покупателей жилья.

Это затягивает сроки реализации конкретных проектов жилищного строительства и затрудняет приобретение жилья для основной части населения.

Реализация заложенных в федеральном законодательстве принципов требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки комплексного освоения земельных участков и создания необходимой инфраструктуры. В этой связи решение проблемы подготовки земельных участков для жилищного строительства невозможно без применения программно-целевого подхода, поскольку данная проблема требует комплексного подхода, объединения финансовых ресурсов и усилий органов власти всех уровней, привлечения средств частных инвесторов и кредиторов.

Республика Коми принимала участие в реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Отбор прошел один инвестиционный проект муниципального образования городского округа "Ухта" - "Застройка VI квартала северо-западной части центрального планировочного района г. Ухты с внешними инженерными сетями. Автодороги". На реализацию данного проекта из федерального бюджета в 2008 - 2009 годах были получены и освоены средства на погашение процентной ставки по кредиту, взятому на строительство объектов инженерной инфраструктуры, в сумме 933,0 тыс. рублей и на строительство автодороги к микрорайону в сумме 53445,0 тыс. рублей.

В рамках региональной программы "Жилище" на 2008 - 2012 годы подпрограммы "Подготовка земельных участков под жилищное строительство" в 2008 - 2010 годах прошли отбор 10 муниципальных образований (в 2008 году - 5, в 2009 году - 3, в 2010 году - 2), которые получили субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов инженерной инфраструктуры в сумме 103901 тыс. рублей.

При этом в Республике Коми - 20 муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов).

Невысокая активность местных органов власти по участию в отборах на предоставление субсидий в федеральной и региональных подпрограммах была связана с низкой заинтересованностью, а в большинстве случаев и с отсутствием возможности в привлечении кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.

Низкая готовность органов местного самоуправления к участию в подпрограммах была также связана с отсутствием средств на разработку проектов планировки застроек и проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры, наличие которых является обязательным условием для участия в отборах на получение государственной поддержки.

В последнее время с понижением размера кредитных ставок банков, а также наработкой опыта в предоставлении обеспечения кредита у муниципальных образований городских округов и муниципальных районов и юридических лиц появилась заинтересованность в привлечении кредитных ресурсов при реализации инвестиционных проектов по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства.

В 2011 - 2015 годах предусматривается оказание помощи органам местного самоуправления в софинансировании из республиканского бюджета Республики Коми подготовки проектов застройки населенных пунктов.

Строительство объектов социальной инфраструктуры на территории Республики Коми осуществляется в рамках среднесрочных финансовых планов, в которых предусмотрены средства на строительство социальных объектов республиканского значения. Распоряжением Правительства Республики Коми от 29 сентября 2010 г. N 437-р утвержден среднесрочный финансовый план Республики Коми на 2011 - 2013 годы. В перечень строек и объектов, подлежащих строительству в очередном финансовом году и плановом периоде, включены объекты, строящиеся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Ряд социальных объектов строится в Республике Коми с привлечением внебюджетных средств субъектов инвестиционной деятельности.

N
 п/п

Наименование строек
  и объектов

Сумма
 выделенных
 на 2010 год
  средств,
  тыс. руб.

Наименование предприятий -
  субъектов инвестиционной
  деятельности, участвующих в
 софинансировании строительства
  объектов социальной сферы

1.

Реконструкция
 республиканского
 центрального  стадиона  в
 г. Сыктывкаре

20 000

ОАО "НК "Роснефть", ОАО  "Монди
 Сыктывкарский ЛПК"

2.

Реконструкция бассейна  в
 г. Печоре

5 000

ОАО  "НК  "Роснефть",  ООО
 "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"

3.

Школа  в  с.   Кожмудор
 Усть-Вымского района

110 785

ООО "ЛУКОЙЛ-Коми",  ОАО  "Монди
 Сыктывкарский ЛПК"

4.

Школа  в  с.  Замежная
 Усть-Цилемского района

60 372

ООО "ЛУКОЙЛ-Коми",  ОАО  "Монди
 Сыктывкарский  ЛПК",  ОАО  "НК
 "Роснефть"

5.

Реконструкция  хоккейного
 корта  детско-юношеской
 спортивной школы N 1 в г.
 Усинске

14 565

ОАО "НК "Роснефть"

6.

Реконструкция  здания  по
 ул. Нефтяников,  34  под
 поликлинику в г. Усинске

49 650

ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"