Основными задачами Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, в области административной реформы являются: повышение результативности муниципального управления, снижение неэффективных бюджетных расходов; формирование и реализация кадровой политики с учетом перспектив развития республики; создание условий для внедрения инновационных технологий.
В последнее время органы местного самоуправления наделяются большим объемом полномочий и функций в области кадровой политики, которая является одним из средств повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Она реализуется путем формирования и эффективного использования кадрового состава, обладающего необходимыми качествами и способного ответить требованиям современного уровня развития местных органов управления.
Актуальность вопроса кадрового обеспечения органов местного самоуправления связана и с реформированием системы местного самоуправления на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в результате которого в Республике Коми введена двухуровневая система муниципальных образований, образованы муниципальные образования новых видов. В каждом муниципальном образовании созданы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, профессиональное кадровое обеспечение которых в настоящее время является первоочередной задачей.
Всего муниципальных образований в Республике Коми - 211 вместо ранее существовавших 21. По состоянию на 31 декабря 2009 года численность муниципальных служащих в Республике Коми составляет 1 936 человек.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Муниципальные образования самостоятельны в регулировании вопросов прохождения муниципальной службы. Однако практика реализации законодательства о муниципальной службе показала необходимость организационно-методического содействия органам местного самоуправления в формировании и реализации кадровой политики.
Приказом Управления государственной гражданской службы Республики Коми от 25 мая 2009 г. N 24-од утверждена ведомственная целевая программа "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы Республики Коми на 2009 - 2010 годы". Данная программа решает наиболее важные вопросы развития муниципальной службы в Республике Коми. Однако, несмотря на позитивные изменения, цели и задачи, поставленные как в рамках административной реформы, так и в рамках реформы муниципальной службы, еще не достигнуты, требуется повышение профессионального уровня муниципальных служащих.
Органами местного самоуправления в Республике Коми мало применяются конкурсные процедуры поступления на муниципальную службу в Республике Коми (далее - муниципальная служба), эффективность конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы неоправданно недооценена.
При формировании кадрового состава не в достаточной мере используются кадровые резервы и резервы управленческих кадров, которые созданы в муниципальных районах и городских округах. В 2009 году из резерва управленческих кадров муниципального уровня, состоящего из 134 человек, было назначено на должности муниципальной службы всего 3 человека, что составляет 2 процента от числа резервистов.
Механизм формирования кадрового резерва в муниципальных образованиях в Республике Коми на конкурсной основе из числа муниципальных служащих в Республике Коми (далее - муниципальные служащие), работников предпринимательских, финансово-банковских и иных структур не отработан.
Слабо используется такая форма проверки и оценки уровня квалификации муниципального служащего, как аттестация. За последние 3 года (2007 - 2009 годы) только 296 муниципальных служащих (15 процентов от общей численности) прошли аттестацию.
Образовательный уровень муниципальных служащих выглядит следующим образом: 78 процентов (1 516 человек) имеют высшее профессиональное образование, в том числе 126 человек имеют 2 высших образования (7 процентов), 17 процентов - среднее профессиональное образование, 2 процента - начальное профессиональное образование, менее 2 процентов не имеют профессионального образования. Из числа имеющих высшее образование треть имеют высшее образование экономического направления, около 10 процентов - высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление".
Уровень образования выше в городских округах (высшее образование имеют 90 процентов муниципальных служащих) и муниципальных районах (86 процентов). В администрациях сельских поселений высшее образование имеют всего 34 процента служащих. При этом на уровне сельских поселений преобладает высшее образование педагогической направленности.
Обозначенные проблемы определяют необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития муниципальной службы в рамках целевой республиканской программы.
Абзацы четырнадцатый - восемнадцатый исключены с 3 декабря 2010 года. - Постановление Правительства РК от 03.12.2010 N 423.
Решение проблем программно-целевым методом позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств Республики Коми за счет их концентрации на приоритетных направлениях.
Последовательная реализация мероприятий Программы позволит качественно преобразовать систему муниципальной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии, тем самым существенно повысить эффективность и результативность кадровой политики в данной сфере.
Использование программно-целевого метода предусматривает формирование механизмов координации мероприятий, определение индикаторов (показателей), позволяющих оценить ход реализации Программы.
С учетом изложенного использование программно-целевого метода, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам, представляется наиболее целесообразным для качественного обновления управления в Республике Коми на муниципальном уровне.