В настоящее время задача предотвращения террористических и экстремистских проявлений в Российской Федерации рассматривается в качестве приоритетной. По сведениям Национального антитеррористического комитета, уровень террористической опасности продолжает оставаться высоким, сохраняется угроза совершения террористических актов на всей территории Российской Федерации. Остается значительным масштаб незаконного оборота оружия, боеприпасов и других средств совершения террора. Не снижается уровень опасности совершения террористических актов с использованием радиоактивных, химических и биологических компонентов. Увеличивается активность ряда организаций по распространению идеологии терроризма и экстремизма.
В этих условиях совершение террористических актов на объектах особой важности, особо опасных объектах, объектах энергетической и транспортной инфраструктуры, объектах жизнеобеспечения, в местах (на объектах) массового пребывания людей на территории Республики Коми будет представлять собой угрозу для экономической, внешнеполитической и экологической безопасности не только региона, но и Российской Федерации.
Объектами первоочередных террористических устремлений являются хозяйствующие субъекты, использующие в своей производственной деятельности химические опасные вещества, источники ионизирующего излучения, промышленные взрывчатые вещества, а также места (объекты) массового пребывания людей, в том числе учреждения культуры, спортивные сооружения, учебные заведения, объекты здравоохранения.
Угроза совершения террористических актов на территории региона усиливается в связи с активизацией миграционных процессов, носящих транснациональный характер. По официальным данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми, количество зарегистрированных иностранных граждан на территории Республики Коми колеблется от 21 тыс. до 25 тыс. человек.
Не снижается уровень отдельных экстремистских проявлений на территории республики. Так, по данным Министерства внутренних дел по Республике Коми, в 2009 году в республике раскрыто 7 преступлений экстремистской направленности (в 2006 году - 5).
Активизируется распространение идей терроризма, экстремизма и радикализма, пропаганда насилия и жестокости через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и средства массовой информации, что ведет к восприятию этих идей населением, особенно молодежью.
Одним из основных компонентов, обеспечивающих антитеррористическую защищенность территории республики и территорий муниципальных образований, является система контроля в отношении граждан, транспортных средств и грузов, въезжающих и ввозимых на территорию республики и территории муниципальных образований всеми видами транспорта. Особенно неэффективно эти задачи решаются при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Отсутствует персонифицированный учет пассажиров при осуществлении автобусных перевозок, не создана система эффективного контроля в отношении граждан, транспортных средств и грузов, въезжающих и ввозимых на территорию республики как в условиях повседневной деятельности, так и в условиях угрозы совершения террористических актов. С учетом дальнейшего развития сети автомобильных дорог и постоянного увеличения пассажиропотока и объема грузоперевозок автомобильным транспортом будет постоянно повышаться уровень террористических угроз на данном направлении.
Также наиболее проблемными являются вопросы минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма:
несвоевременное развертывание медицинских пунктов в районе совершения террористических актов с проведением полевых реанимационных мероприятий и медицинской сортировки пострадавших;
низкий уровень организации медицинской эвакуации пострадавших в результате террористического акта и находящихся в критических состояниях;
отсутствие машин скорой помощи, реанимационных автомобилей на базе транспорта высокой проходимости, отсутствие вертолетных площадок на территориях профильных лечебных учреждений, материальной базы для развертывания полевых медицинских пунктов в районах совершения террористических актов и достаточного количества оборудования для проведения экспресс-диагностики в этих условиях;
низкий уровень организации медико-психологического сопровождения аварийно-спасательных мероприятий непосредственно в районе совершения террористического акта на первоначальном этапе;
низкий уровень знаний населения и должностных лиц по правилам оказания первичной медицинской помощи.
В случае непринятия соответствующих мер реагирования все это будет способствовать увеличению числа жертв при совершении террористических актов.
Деятельность по противодействию терроризму и экстремизму в Республике Коми, по минимизации последствий террористических актов и восстановлению нормального функционирования подвергшихся террористическому воздействию объектов осуществляется в Республике Коми в рамках деятельности Антитеррористической комиссии, Комиссии Правительства Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Практика последних четырех лет показала, что вышеперечисленные проблемы невозможно решить без государственной поддержки программно-целевым методом, а также консолидации усилий органов исполнительной власти Республики Коми по предупреждению терроризма и экстремизма.
Программа разработана в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, в которой определены направления государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности от проявлений терроризма и экстремизма. Одним из приоритетных направлений является создание и развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм. Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации определены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
Кроме того, Программа направлена на решение приоритетных задач, определенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, к которым отнесены в том числе: повышение уровня правовой защищенности и общественной безопасности населения; организация и осуществление мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации и ликвидации их последствий; противодействие актам терроризма, повышение антитеррористической защищенности объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения; создание условий для формирования у жителей Республики Коми толерантного сознания и поведения; создание структуры и схемы управления по обеспечению требований федерального законодательства в сфере общественной безопасности, законности и противодействия терроризму.
Применение программно-целевого метода позволит разработать и реализовать комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, добиться наибольшей эффективности и результативности в решении задач, направленных на совершенствование системы предупреждения терроризма и экстремизма, минимизации их последствий в Республике Коми.