Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Реформирование системы государственного управления является одним из важнейших условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации, целями которой являются повышение качества и доступности государственных услуг и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Программа соответствует положениям Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, основными задачами которой в области административной реформы являются: повышение результативности государственного управления, снижение неэффективных бюджетных расходов; формирование и реализация кадровой политики с учетом перспектив развития республики; создание условий для внедрения инновационных технологий.

Развитие государственной гражданской службы является неотъемлемой частью административной реформы, проводимой в Российской Федерации.

Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году (далее - Концепция).

С вступлением в силу Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в республике была начата работа по повышению эффективности государственной гражданской службы Республики Коми (далее - гражданская служба Республики Коми), оптимизации затрат на ее развитие, по внедрению новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных гражданских служащих Республики Коми (далее - гражданский служащий Республики Коми), обеспечению открытости гражданской службы Республики Коми для населения, созданию оптимальных материально-технических условий для эффективного ее функционирования.

В течение 2004 - 2009 годов государственными органами Республики Коми осуществлялся масштабный комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых, методологических основ гражданской службы Республики Коми и системы управления ею, формирование высокопрофессионального состава гражданских служащих Республики Коми.

За период реформирования гражданской службы Республики Коми к 2010 году:

1) практически полностью сформирована нормативно-правовая база, позволяющая эффективно развивать институты гражданской службы Республики Коми;

2) определены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской службы Республики Коми, введен конкурсный отбор на вакантные должности гражданской службы Республики Коми;

3) конкретизированы квалификационные требования к должностям гражданской службы Республики Коми;

4) обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образованных в государственных органах Республики Коми.

Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в государственных органах Республики Коми. От того, насколько эффективно действуют органы государственного управления, во многом зависит доверие населения к власти.

В Республике Коми высшее профессиональное образование имеют 90 процентов гражданских служащих, среднее профессиональное образование имеют 9 процентов гражданских служащих Республики Коми, 3,5 процента гражданских служащих Республики Коми не имеют образования, соответствующего замещаемой должности. В государственных органах Республики Коми отмечается недостаток специалистов, имеющих профильное профессиональное образование.

11 процентов гражданских служащих Республики Коми повысили квалификацию или прошли профессиональную переподготовку в 2009 году. По состоянию на 31 декабря 2009 года не обучались более 3 лет 17,5 процента гражданских служащих Республики Коми.

Замещение вакантных должностей гражданской службы Республики Коми в 63,5 процента случаев производится из кадрового резерва Республики Коми и кадровых резервов государственных органов Республики Коми, 29,4 процента - по результатам конкурсов на замещение вакантной должности гражданской службы Республики Коми.

В кадровом резерве Республики Коми состоит 1182 человека.

Одновременно с формированием кадрового резерва на гражданской службе Республики Коми ведется работа по созданию резерва управленческих кадров Республики Коми, в который в настоящее время включено 49 человек.

Несмотря на позитивные изменения в сфере государственного управления, цели и задачи, поставленные как в рамках административной реформы, так и в рамках реформы государственной гражданской службы, еще не достигнуты.

Не в полной мере разработаны показатели эффективности и результативности деятельности гражданских служащих Республики Коми, что не позволяет установить ответственность гражданских служащих Республики Коми за результаты деятельности, мотивировать служащих исполнять свои обязанности на высоком профессиональном уровне. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданских служащих Республики Коми еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются государственные услуги гражданам и организациям.

В работе кадровых служб государственных органов Республики Коми все еще используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров.

Современные методы планирования и регламентации труда гражданских служащих Республики Коми не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования гражданских служащих Республики Коми к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере.

Дополнительное профессиональное обучение гражданских служащих Республики Коми в недостаточной степени отвечает потребностям развития гражданской службы Республики Коми, содержание образовательных программ, качество преподавания, неактуальность освещаемых тем приводят к невозможности применения полученных гражданскими служащими Республики Коми знаний в целях повышения эффективности деятельности государственного органа Республики Коми.

Разработка должностных регламентов, показателей эффективности и результативности деятельности гражданских служащих Республики Коми, применение новых кадровых технологий на гражданской службе Республики Коми не имеют системного характера. Отсутствуют объективные единые критерии оценки профессионального уровня граждан и гражданских служащих Республики Коми при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы Республики Коми, квалификационных экзаменов и аттестации гражданских служащих Республики Коми.

Недостаточная открытость гражданской службы Республики Коми способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.

Происходящие в настоящее время изменения в экономической и социальной сфере предъявляют качественно новые требования к информационному обеспечению процессов управления гражданской службой. Эти требования касаются и таких вопросов, как формирование, сбор, хранение, обработка и своевременное предоставление информации о кадровом составе государственных органов субъекта.

В настоящее время существующая система получения достоверной информации (в том числе и статистической), необходимой для проведения анализа кадрового состава гражданской службы Республики Коми, выработки предложений по его оптимизации и контроля за ротацией кадров, не соответствуют требованиям времени.

Основной причиной такого состояния дел является отсутствие механизмов формирования и эффективного использования автоматизированных информационных ресурсов, функционирующих в рамках единого информационного пространства.