12. Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации, присвоения бортовых номеров и прохождения технического освидетельствования судна, аттестации и очередной проверки знаний судоводителей этих судов в Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми в установленном порядке.
В пограничной зоне, а также на территории городских, поселковых, сельских администраций, прилегающих к государственной границе и охраняемому пограничными войсками побережью, где пограничная зона не установлена, плавание маломерных судов допускается:
при регистрации этих судов в установленном порядке в подразделениях пограничных войск, о чем в судовом билете ставится специальный штамп;
при приписке судов к определенным базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов, согласованной с пограничными войсками.
13. Каждое судно должно эксплуатироваться в технически исправном состоянии с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность плавания, и установленных для данного судна Государственной инспекцией по маломерным судам Республики Коми норм и требований по району плавания, удалению от берега, высоте волн, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, оснащению судна спасательными, водоотливными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
14. Судоводитель и каждый пассажир маломерного судна должен быть обеспечен индивидуальным спасательным средством с нанесенным на нем бортовым номером судна.
15. Ответственность за эксплуатацию маломерных судов, соблюдение всех правил и положений, определяющих безопасность судоходства, несут владельцы судов, судоводители и другие члены экипажа, должностные лица предприятий, организаций, учреждений и отдельные граждане, эксплуатирующие и использующие суда и другие плавучие средства.
16. Организация и строительство баз (сооружений) и мест для стоянок маломерных судов разрешаются в порядке, установленном местными администрациями, с обязательной регистрацией баз в Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми.
Базы (сооружения) размещаются вне судового хода, на участках водоемов с наибольшей скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода.
Береговая черта должна обеспечивать строительство на территории баз (сооружений), предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации, дороги и подъездные пути - подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам, расположенным на берегу.
В зависимости от определенного проектом количества судов базы (сооружения) делятся на:
1 разряда - обслуживающие 1000 и более судов;
2 разряда - " от 500 до 1000 судов;
3 разряда - " от 100 до 500 судов;
4 разряда - " от 20 до 100 судов;
5 разряда - " до 20 судов.
17. Техническое оснащение и оборудование баз (сооружений) должно отвечать требованиям законодательных актов, нормативно - правовых и руководящих документов по охране жизни людей на воде и окружающей среды и обеспечивать:
безопасность круглосуточной стоянки маломерных судов в течение навигации и надежную сохранность судов, моторов, оборудования и предметов снаряжения и инвентаря;
возможность безопасной посадки и высадки людей, выполнения судоводителями профилактических, ремонтных, судоподъемных, погрузочно - разгрузочных и иных работ, связанных с эксплуатацией судов.
Территория базы (сооружения) должна быть ограждена, содержаться в чистоте и отвечать требованиям Госпожнадзора и санэпидслужбы.
Акватория базы (сооружения) и подходы к пирсам (причалам) по ширине и глубинам должны быть достаточными для беспрепятственного маневрирования приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой.
Причалы и пирсы, используемые для швартовки судов, должны иметь:
площади, обеспечивающие возможность и безопасность проведения работ, связанных с эксплуатацией судов;
трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие одновременный проход не менее двух человек;
рационально расставленные и прочно закрепленные швартовые устройства (битенги, кнехты, рымы, утки и т.п.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных для данного района гидрометеоусловиях;
правильные рамы, брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при швартовке и стоянке;
противопожарное и спасательное имущество по норме: огнетушитель, лопата, ящик с песком, спасательный круг на 50 м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал;
надежное леерное ограждение высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 м;