Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2011 - 2017 ГОДЫ)"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Республика Коми обладает развитой гидрографической сетью и значительными запасами водных ресурсов - поверхностными и подземными водами. Общий объем стока в средний по водности год составляет 176,0 куб. метров. Для водоснабжения населения и нужд хозяйственного назначения используется один процент воды от общего объема стока.

Водопользование в республике, как и в целом по России, сталкивается с множеством проблем. На состояние водных ресурсов оказывают влияние как антропогенные, так и природные факторы. Характерными загрязняющими веществами, влияющими на оценку качества воды в большей степени за счет природного фактора, являются соединения железа, меди, марганца. Негативное воздействие на качество водных ресурсов оказывают паводки, подтопление, затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики, интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка паводковых территорий. В результате многолетнего негативного воздействия вод, изменения русловых процессов требуется реализация инвестиционных проектов по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участках рек Локчим, Вычегда, Сысола, а также реализация водохозяйственных мероприятий по строительству берегоукрепительных и противооползневых сооружений на левом берегу р. Сысола в г. Сыктывкаре от ул. Пушкина до ул. Горького, бассейн р. Северная Двина, р. Большая Инта в г. Инте.

Обеспечение населения питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития Республики Коми.

Численность населения, проживающего на территории Республики Коми, составляет порядка 900,0 тыс. человек, из них порядка 700,0 тыс. человек - городское население. Водоснабжение населения в Республике Коми осуществляется как за счет поверхностных, так и подземных источников воды.

Водопроводно-канализационный комплекс в Республике Коми включает в себя 2,6 тыс. км водопроводных сетей, 1,7 тыс. км канализационных сетей, 518 водозаборов, 148 очистных сооружений водопровода и канализации, 408 насосных станций, 330 централизованных водопровода и 125 централизованных систем канализаций, состояние которых определяет качество оказываемых услуг. Услугами централизованного водоснабжения пользуются 80 процентов населения республики. Однако 530 сельских населенных пунктов и 4 поселка городского типа не имеют инженерных сооружений для централизованного водоснабжения. Не имеют сооружений канализации 645 сельских населенных пунктов и 7 поселков городского типа.

Основная проблема при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры - значительная степень их износа. Средний износ объектов коммунальной инфраструктуры в Республике Коми составляет 58 процентов. Износ сетей водоснабжения - 64 процента, канализационных сетей - 79 процентов, в ветхом состоянии находятся 16 процентов водоводов и 19 процентов внутриквартальных и внутридомовых водопроводных сетей, 15 процентов главных канализационных коллекторов и 14 процентов внутриквартальных и внутридомовых канализационных сетей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, в 2010 году на водопроводах в расчете на 100 км сетей произошло 40 аварий, на канализациях - 5 аварий. Прямые потери и неучтенный расход воды составляют 28 процентов от поданной в сеть воды. При фактическом потреблении 93 литров воды одним жителем, пользующимся услугами централизованного водоснабжения, ежедневные потери составляют 73 литра воды.

Эксплуатация и обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры по состоянию на 1 января 2011 года осуществляется 173 организациями коммунального комплекса, из них 139 организаций, или 80,3 процента - организации частной формы собственности. В течение ряда лет организации коммунального комплекса не могут в полном объеме привлекать инвестиции на реконструкцию объектов водоснабжения и канализации, а также использовать кредитные и заемные средства, так как их дебиторская задолженность составляет 8,8 млрд. рублей, а кредиторская задолженность - свыше 11,4 млрд. рублей.

При этом в 2010 году организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, проведены энергоэффективные мероприятия по внедрению новых технологий и установке энергосберегающего оборудования на сумму 14,8 млн. рублей, экономическая эффективность которых составила порядка 1,5 млн. рублей. Введено в действие 17,7 км водопроводных сетей и 7,0 км канализационных сетей, водопроводных очистных сооружений мощностью 6,3 тыс. куб. метров в сутки и канализационных очистных сооружений мощностью 47,8 тыс. куб. метров в сутки. Внедрение новых технологий и инновационной продукции, использование нового российского оборудования и материалов позволяет в республике осуществлять строительство водопроводных и канализационных очистных сооружений, насосных станций, сборных блочно-модульных конструкций, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, что увеличивает срок эксплуатации объектов и значительно снижает их строительную стоимость.

Потребность в средствах для выполнения основных работ по полному восстановлению и строительству новых объектов коммунальной инфраструктуры по оценке ООО "ЭКОВОДПРОЕКТ" (г. Санкт-Петербург) в республике составляет более 4,0 млрд. рублей, по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения муниципальных образований первостепенной значимости - порядка 900,0 млн. рублей.

В целях повышения инвестиционной привлекательности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод необходимо обеспечить гарантии возврата вложенных инвестиций. Кроме того, необходимо обеспечить установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестиционного капитала, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на срок от 3 до 5 лет. При переходе на метод доходности инвестиционного капитала организации коммунального комплекса будут нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, рост надежности и качества услуг. Внедрение системы концессионных соглашений как наиболее эффективной формы привлечения частных инвестиций в сферу водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод обеспечит четкие гарантии возврата инвестиционных средств.

При этом для повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в республике:

во всех муниципальных образованиях разработаны муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

выделяются субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на реконструкцию и строительство объектов водоснабжения и водоотведения в рамках целевой республиканской программы "Жилище" на 2008 - 2012 годы;

ведется реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в сельских муниципальных районах за счет инвестиционных средств ОАО "Коми тепловая компания";

применяются новейшие ресурсосберегающие технологии для снижения удельного водопотребления и минимизации потерь воды;

развиваются системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и механизмов государственно-частного партнерства;

планируется создание единой муниципальной базы информационных ресурсов.

Наиболее серьезными проблемами остаются снабжение населения качественной питьевой водой и коммунальное обслуживание, вызывающее множество нареканий со стороны населения. Коммунальная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам. Обеспечение недоброкачественной питьевой водой населения в 2010 году по республике составило 1,2 процента, в том числе в городской местности - 1,0 процент, в сельской - 1,8 процента.

По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды, подаваемой населению республики, являются: загрязнения источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие водопроводных очистных сооружений и обеззараживающих установок, эксплуатация морально устаревших очистных сооружений.