ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 16 июля 1998 года N 261
О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА НА 1998-2000 ГОДЫ
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 4.10.2002 года N 286
НГР(RU 11000200200358)
В целях разрешения существующих проблем в экономике района, создания условий для дальнейшего развития промышленного и сельскохозяйственного производства и улучшения положения в социальной сфере Койгородского района постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления и развития экономики и социальной сферы Койгородского района на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Коми обеспечить в 1998 году финансирование мероприятий Программы в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми по отраслям "Сельское хозяйство" и "Образование" и предусмотреть выделение средств на ее реализацию при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1999-2000 годы.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета Республики Коми.
3. Руководителям министерств, ведомств республики, администрации Койгородского района обеспечить выполнение мероприятий Программы, по итогам каждого квартала представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию о выполнении Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство экономики Республики Коми.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 16.07.98 N 261
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА НА 1998-2000 ГОДЫ
Наименование Программы - Программа оздоровления и развития
экономики и социальной сферы Кой
городского района на 1998-2000
годы
Основание для разработки - Указ Главы Республики Коми от 16
Программы марта 1998 г. N 104 "Об Основных
направлениях экономической и со
циальной политики Правительства
Республики Коми на 1998-1999 годы"
Заказчик Программы - администрация Койгородского района
Основные разработчики - администрация Койгородского рай
Программы она, Министерство экономики Рес
публики Коми
Цели и задачи Программы - разрешение существующих проблем в
экономике района, создание условий
для дальнейшего развития промыш
ленного и сельскохозяйственного
производства, улучшение положения
в социальной сфере
Сроки реализации - 1998-2000 годы
Программы
Исполнители Программы - администрация Койгородского рай
она, предприятия района, министер
ства и ведомства Республики Коми
Объемы и источники - общий объем финансирования Про
финансирования Программы граммы составит 70121 тыс. рублей,
из которых 21273 тыс. рублей -
средства республиканского бюджета
Республики Коми, 15468 тыс.
рублей - собственные средства
предприятий, 6750 тыс. рублей -
средства территориального дорож
ного фонда Республики Коми, 1520
тыс. рублей - средства местного
бюджета, 25110 тыс. рублей - дру
гие источники
Ожидаемые конечные - преодоление кризисного состояния
результаты реализации экономики, увеличение объемов
Программы промышленного и сельскохозяйствен
ного производства, снижение соци
альной напряженности в районе
Система организации - информация о ходе реализации меро
контроля за выполнением приятии Программы представляется
Программы исполнителями в Министерство эко
номики Республики Коми по резуль
татам каждого квартала
Койгородский район расположен в южной части Республики Коми, в верхнем бассейне реки Сысолы. Административным центром района является с. Койгородок, которое находится в 196 км от г. Сыктывкара. На юге район граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермской областью, на западе - с Прилузским и Сысольским районами, на севере - Сыктывдинским и Корткеросским районами.
Площадь района составляет 10,4 тыс. кв.м, наибольшая протяженность территории с запада на восток - 138 км, с севера на юг - 120 км. На территории района расположено 22 сельских населенных пункта с общей численностью населения 11 тыс. человек.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 292 км. Основным видом транспорта в районе является автомобильный.
Район имеет возможность вывозить готовую продукцию по железной дороге от п. Кажим, находящегося в 35 км от с. Койгородок.
Минерально-сырьевой потенциал представлен оцененными запасами и ресурсами горючих сланцев, глин кирпичных и керамзитовых, песков строительных и кварцевых (формовочных), запасами фосфоритов и торфа. Район перспективен на поиски месторождений нефти и газа. В ходе региональных геолого-съемочных работ на территории района выявлены проявления россыпей золота и алмазов.
Растительный покров территории района большим разнообразием не отличается, 90 проц. территории покрыто лесными массивами. Общий запас древесины составляет 130,7 млн. куб.м, из которых 96 млн. куб.м приходится на хвойные леса. Расчетная лесосека определена в объеме 1,5 млн. куб.м.
Социально-экономическая ситуация в районе характеризуется продолжающимся спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, высоким уровнем безработицы, кризисом неплатежей, снижением уровня жизни населения, увеличением социальной напряженности в трудовых коллективах.
Промышленность района представлена следующими предприятиями: ОАО "Койгородоклес", МУП "Палаузлес", мясомолзавод "Койгородский" и МУП "Койгородский хлебозавод". Промышленной продукции в районе за 1997 год произведено на 35 млрд. рублей, что составляет 93,3 проц. к уровню 1996 года. Определяющее место в промышленном производстве занимают предприятия лесопромышленного комплекса, на долю которого приходится 87,2 проц. от общего объема промышленного производства. Численность работающих в данной отрасли составляет 96 проц. от общего числа работающих в промышленности.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности показывает, что за последние шесть лет произошло значительное снижение объемов лесопромышленного производства. По сравнению с 1991 годом производство деловой древесины в районе сократилось в 2,5 раза, пиломатериалов - в 2 раза и составило в 1997 году 260,5 тыс. куб.м и 21,5 тыс. куб.м соответственно. Фактические объемы вырубки леса на территории района за последние годы составляют лишь 27 проц. от расчетной лесосеки. Основными причинами падения объемов производства являются снижение спроса на реализуемую продукцию и значительный износ основных фондов (более 60 проц.). Имеющееся оборудование по деревообработке не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, в связи с чем она реализуется по низким ценам.
Тяжелое финансовое положение создалось на мясомолзаводе "Койгородский". За период с 1991 года по 1997 год производство цельномолочной продукции сократилось в 34 раза, масла - в 7 раз. Несмотря на увеличение производства цельномолочной продукции в 1997 году, предприятие имеет просроченную кредиторскую задолженность, задолженность перед населением за поставку сырья. Устаревшее оборудование завода затрудняет его конкуренцию с молокозаводом "Сыктывкарский" и производителями из Кировской области.
Снижение объемов производства произошло на Койгородском хлебозаводе. Против 1991 года производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось в 4,2 раза и составило 304 тонны. Падение объясняется низкой платежеспособностью населения и расширением сети производств по выпечке хлеба.
Сложной остается ситуация в сельском хозяйстве. За период с 1991 года валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах снизилась в 2,5 раза. Падение производства характерно как для отрасли растениеводства, так и для отрасли животноводства.
В 1997 году продолжалось снижение производства сельхозпродукции, в 1997 году совхозом "Койгородский" произведено 871 т картофеля (снижение в 3,3 раза против 1991 года), овощей - 31 т (снижение в 6,9 раза), мяса - 144,6 т (снижение в 1,8 раза), молока - 325,6 т (снижение в 5,9 раза). Продолжает сокращаться поголовье крупного рогатого скота, снижается продуктивность скота.
В 1997 году совхоз "Койгородский" заготовил 12410 ц кормовых единиц, что составляет к уровню прошлого года 82 проц. Снижение продукции растениеводства связано, прежде всего, со снижением посевных площадей и отсутствием рынка сбыта продукции. В последние годы в объеме производства сельскохозяйственных культур растет доля личного подсобного хозяйства.
На 1 января 1998 г. в районе зарегистрированы 3 фермерских хозяйства, за ними закреплено 12 га земли. Фермерские хозяйства не играют заметной роли в экономике района, производят продукцию только для собственных нужд.
Поступление продукции в продовольственный фонд в последние годы имеет тенденцию к сокращению. Это обусловлено как падением производства, так и существующей проблемой неплатежей.
Торговое обслуживание населения района осуществляется через 94 магазина с торговой площадью 5 тысяч кв.м. В районе функционируют 3 столовые на 86 посадочных мест. Розничный товарооборот за 1997 год составил 46 млрд. рублей, что в товарной массе к уровню 1996 года составляет 158 проц. Характерным для района является рост удельного веса реализации продовольственных товаров.
Бытовое обслуживание населения осуществляется через МП "Койдинский дом быта" с 2 комплексными приемными пунктами и АО "Уют". По сравнению с 1990 годом сеть предприятий, оказывающих бытовые услуги, сократилась в 2,9 раза. Если в 1990 году оказывалось 14 видов бытовых услуг, то в 1997 году только 6.
Упавший потребительский спрос из-за низкой заработной платы и несвоевременной ее выплаты создают сложности в работе торговых предприятий и предприятий бытового обслуживания.
Произошло значительное снижение инвестиций в экономику района. Объем капитальных вложений уменьшился по сравнению с 1996 годом на 80 проц.
Значительно сократились объемы жилищного строительства.
В районе приостановлено строительство 5 объектов, из них с высокой степенью готовности 3 стройки: детский сад на 95 мест в с. Грива, 12-квартирный жилой дом в п. Кажим, 2-квартирный жилой дом в с. Грива. Из-за отсутствия финансирования практически бездействуют строительные организации района.
Происходящие кризисные явления в экономике района оказали серьезное влияние на обострение проблем занятости и доходов населения, функционирование социальной инфраструктуры, на развитие демографических и миграционных процессов.
Население района составляет 11 тыс. человек - это 1 проц. всего населения республики. Для района характерно сокращение численности населения. За период с 1990 года численность жителей района сократилась на 9 проц. (по республике - 6 проц.). Сокращение численности населения обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком.
В результате обострения демографической ситуации произошли негативные изменения в возрастной структуре населения. В районе сложилась высокая экономическая нагрузка - на 1000 человек трудоспособного населения приходится 780 человек нетрудоспособных граждан (по республике - 600 человек). Каждый третий житель - пенсионер.