Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ (2010 - 2012 ГОДЫ)"

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Конкурентоспособность с позиции производителей сельскохозяйственной продукции означает реальную возможность с прибылью продать произведенный ими продукт. Для этого должны быть созданы соответствующие условия, которые формируются посредством аграрной политики государства.

В 2008 году по предварительным расчетам в республике произведено сельскохозяйственной продукции на 5,9 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 5 процентов больше, чем в 2007 году. Из них сельскохозяйственными организациями продукции произведено больше на 4 процента, хозяйствами населения - на 5,9 процента, а фермерами - на 13,8 процента.

Либерализация основных межотраслевых отношений в период аграрных преобразований, приведшая к длительному диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, не дает возможности закрепить положительные тенденции в отрасли. Темпы развития сельского хозяйства уступают росту экономики в целом по республике, развитию перерабатывающей и пищевой промышленности. Финансово-экономические показатели сельского хозяйства в республике характеризуются низкой рентабельностью продукции животноводства, неустойчивым финансовым состоянием и низким производственным потенциалом производителей. С учетом субсидий рентабельность по молоку составляет 5 - 6 процентов, по мясу скота (-) 40 процентов. Но при этом следует учесть, что в себестоимость продукции включена заработная плата в два раза ниже, чем в среднем по республике. Кроме того, в большинстве хозяйств нет расхода комбикормов или он минимальный, что крайне негативно сказывается на продуктивности животных. Затраты по амортизации незначительны, так как обновление техники проходит медленными темпами, а износ старой приближается к 100 процентам. Отсутствие или недостаток оборотных средств приводит к нарушениям технологии производства на всех его стадиях, и, как следствие, к снижению продуктивности животных и птицы, удорожанию продукции.

Благодаря применяемым Правительством Республики Коми мерам, направленным на совершенствование государственной поддержки и в целом на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, в последние пять лет наблюдается тенденция улучшения экономических показателей в сельском хозяйстве. При сокращении общего количества сельскохозяйственных организаций с 88 до 73 количество прибыльных увеличилось на 19 единиц, а доля убыточных сократилась с 60 до 26 процентов.

В то же время слабое финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей привело к сокращению числа рабочих мест в отрасли и низкому уровню заработной платы. Экономическая ситуация на селе остается сложной, здесь идет процесс контрастного разделения. Низкая доходность в аграрном секторе формирует высокий уровень бедности в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, приводит к деградации сельских территорий. Сельскохозяйственные организации испытывают дефицит квалифицированных кадров всех профессий и специальностей. Низкий уровень заработной платы не поддерживает конкурентоспособность сельскохозяйственных организаций на рынке труда. Не созданы условия для устойчивого развития традиционной для малочисленных народов Севера отрасли - оленеводства.

Существенным фактором, сдерживающим развитие сельского хозяйства в республике, является отсутствие государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. За годы реформ значительно сократилась доля собственного производства на рынке таких видов продовольствия, как молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйцо. Продовольствие, завозимое из-за пределов республики, в силу низкой стоимости, хотя не всегда отвечающее требованиям стандартов качества, пользуется более высоким покупательским спросом у населения. Реализация продукции, производимой товаропроизводителями республики, становится затруднительной. Снижение ее конкурентоспособности во многом определяется ценовым фактором. Реализация продукции по ценам, которые определяет рынок, не позволяет окупить затраты местных товаропроизводителей.

В современных условиях развития системы кредитования, в том числе ипотечного, серьезного внимания требуют вопросы землеустройства и оформления землепользования земель сельскохозяйственного назначения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в отрасли, можно сделать вывод, что без особого подхода к сельскохозяйственному производству в условиях Севера его сохранить невозможно.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции требует программного подхода, так как ее следует решать комплексно, она имеет особую значимость и затрагивает интересы всего населения республики.