Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ (2010 - 2012 ГОДЫ)"

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Республика Коми не относится к регионам, где доминирует сельское хозяйство, в силу природно-климатических условий, плохо развитой инфраструктуры, недостатка земель сельскохозяйственного назначения и низкого уровня их плодородия. Вместе с тем доказано, что на Севере сельскохозяйственное производство не только возможно, но может быть и эффективным.

Динамика многолетних статистических наблюдений свидетельствует, что максимальные объемы производства сельскохозяйственной продукции были достигнуты в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия, самый резкий спад происходил в период перехода к рыночной экономике.

В последнее десятилетие сельскохозяйственное производство в республике развивалось нестабильно. В отдельные годы наблюдалось увеличение производства, однако достичь объема валовой продукции сельского хозяйства дореформенного периода не удавалось.

Если оценивать текущую ситуацию в отрасли, то в 2008 году хозяйствами всех категорий по предварительным расчетам произведено сельскохозяйственной продукции на 5,9 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 5,1 процента больше, чем в 2007 году.

Валовой сбор картофеля увеличился за счет роста урожайности на 31 процент, овощей - на 0,1 процента. Посевные площади сельскохозяйственных культур в целом по республике сократились на 2,4 тысячи гектаров.

Продолжился спад поголовья крупного рогатого скота. Производство молока снизилось на 7 процентов, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 9 процентов.

Более динамично развивается птицеводство. Производство яиц увеличилось на 2 процента, а ежегодный прирост производства мяса птицы, начиная с 1998 года, составляет от 0,4 до 2,4 тысячи тонн. На 24 процента больше произведено свиней на убой, это наилучший показатель с 1997 года.

По итогам 2008 года сельскохозяйственные организации получили прибыль в сумме 470,9 млн. рублей, рентабельными являются 74 процента организаций от их общего количества.

Сократилась численность работников сельскохозяйственных организаций. Реальная начисленная заработная плата работников данных организаций повысилась в сравнении с 2007 годом на 3,3 процента.

Основными проблемами в производстве сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки и причинами относительно медленного его развития в сравнении с другими отраслями экономики являются:

(в ред. Постановления Правительства РК от 08.10.2010 N 345)

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего деградация качественного состава сельскохозяйственных земель, постоянный рост площадей неиспользуемых земель, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов; недостаточный приток инвестиций на развитие отрасли;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Приоритетность решения проблем в сельском хозяйстве определена следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом "О мелиорации земель";

Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

Законом Республики Коми "О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Коми";

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы";

федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99;

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.

Приоритетность задач Программы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45 (далее - Стратегия).

Стратегией определено, что механизмами реализации задач в области сельского хозяйства являются:

1) участие в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы;

2) участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов;

3) разработка и реализация целевых программ в области сельского хозяйства.

Необходимость программного подхода к решению проблем в сельском хозяйстве обусловлена также тем, что в соответствии с правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку отраслей сельскохозяйственного производства, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, субсидии субъекту Российской Федерации предоставляются при наличии утвержденной региональной программы и наличии в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на ее финансирование.