Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Коми, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначена структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования инноваций, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.

В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, одной из приоритетных задач признана активизация инновационной деятельности в республике. При этом одним из главных факторов экономического роста станет формирование инновационной системы в республике.

В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно.

Из 257 обследуемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми крупных и средних организаций инновационно активными в 2008 году были 25 организаций. Технологические инновации осуществляли 20 организаций с основным видом деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (11% от общего количества таких организаций). При этом на одну инновационно активную организацию приходилось 8 организаций, не занимавшихся нововведениями.

В последние годы среди регионов Северо-Западного федерального округа Республика Коми отличалась незначительной долей организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций. Уровень вовлеченности организаций в разработку и внедрение технологических инноваций был ниже только в Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях.

Затраты на технологические инновации в 2008 году составили 754,6 миллиона рублей. Из них затраты, выполненные собственными силами организаций, равнялись 88% от общего объема затрат против 82% в 2007 году. В 2008 году основные затраты на технологические инновации осуществлялись в такие виды инновационной деятельности, как приобретение программных средств (37% всех затрат на технологические инновации), приобретение машин и оборудования (33%), исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов (19%). Наряду с этим на маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала приходилось в совокупности менее 1%.

В 2008 году основной объем затрат на технологические инновации (99,6%) был сосредоточен в организациях добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Среди них лидирующее положение, как и в 2007 году, занимали организации с основным видом деятельности "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых". Процессные инновации в 2008 году, как и годом ранее, составляли большую часть затрат на технологические инновации. В 2007 - 2008 годах среди источников финансирования затрат на технологические инновации организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды наблюдалось снижение роли собственных средств организаций (с 96% в 2006 году до 48% в 2008 году), одновременно заметно возросла доля прочих затрат (привлеченных кредитов), составив в 2008 году 45%. Остается незначительным государственное участие в инновационных затратах: доля республиканского и местных бюджетов в 2008 году составила 2,4%.

Одним из важнейших результатов развития науки, научных исследований и разработок является патентная активность и создание передовых производственных технологий. В 2008 году, по информации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, было подано 40 заявок на изобретения, 9 заявок на полезные модели. Всего в деятельности организаций в 2008 году было использовано 49 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 17 изобретений, 12 полезных моделей, 20 программ для ЭВМ.

В последние годы организациями республики было использовано 258 передовых технологий, создано 18 передовых производственных технологий, 11 из которых являются новыми для России.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в инновационной сфере Республики Коми, в том числе возрастающий объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг (в 2008 году объем составил 10,8 млрд рублей, что почти на 1 млрд рублей больше, чем в 2007 году), постепенное увеличение количества инновационно активных организаций (в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 6 единиц), а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в Республике Коми не достаточен для достижения поставленных задач. Это обусловлено прежде всего:

недостатком у предприятий собственных средств на инновации;

недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства;

недостатком инвестиционного и венчурного капитала;

неразвитостью инновационной инфраструктуры;

слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом;

неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

неразвитостью "инновационной культуры" республики;

отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового финансового кризиса).

В последние годы Правительством Республики Коми был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала:

принят Закон Республики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми";

утвержден план мероприятий по его реализации;

в целях реализации механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности принято постановление Правительства Республики Коми от 10 февраля 2010 г. N 29 "О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми".

(в ред. Постановления Правительства РК от 14.07.2010 N 212)

В 2008 году впервые 5 субъектам инновационной деятельности оказана финансовая поддержка.

В течение 2009 года в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие научной и инновационной деятельности в 2009 году" финансовую поддержку инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми получили 3 субъекта инновационной деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РК от 14.07.2010 N 212)

Создана Межведомственная комиссия по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом совете Республики Коми. Прикладные научные исследования, финансируемые из республиканского бюджета Республики Коми, фокусируются на актуальных проблемах экономического и социального развития Республики Коми. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, совместно с которыми финансируются научные проекты Республики Коми.