Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
На территории Республики Коми в 2009 году произошло 1450 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 136 человек. По сравнению с 2008 годом число погибших возросло на 13,3 процента. Половину погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного возраста (от 20 до 40 лет). Всего за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории республики погибли 1658 человек.
Дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) наносят экономике Республики Коми значительный ущерб. В 2009 году только от гибели людей социально-экономический ущерб составил 337 млн. рублей.
Основными видами ДТП в Республике Коми являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Свыше 85 процентов всех ДТП связаны с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. В каждом пятнадцатом происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Около 13 процентов всех происшествий связаны с несоблюдением очередности проезда. Каждый двенадцатый водитель, совершивший ДТП, не имеет права на управление транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 8 процентов ДТП. Аварийность увеличивается в основном по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий составляет 87 процентов происшествий, совершаемых по вине водителей.
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является важной составляющей профилактической работы по снижению уровня негативных последствий от аварийности.
В 2009 году в республике зарегистрировано 180 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 5 и получили ранения 192 подростка. Всего за последние 10 лет на автомобильных дорогах, улицах городов и населенных пунктов в ДТП погибли 69 и получили ранения 1987 подростков, что сопоставимо с численностью учеников средней образовательной школы в республике.
В настоящее время на территории республики отсутствуют специализированные автогородки, предназначенные для обучения детей общеобразовательных учреждений навыкам вождения автомобиля и безопасного поведения на дорогах с использованием методики изучения Правил дорожного движения Российской Федерации. Автогородки и учебные площадки обладают широкими возможностями для формирования психологического механизма безопасного поведения школьников, в котором учитываются психологические и возрастные особенности детей и подростков.
В целях повышения эффективности средств обучения детей в образовательных учреждениях для разных возрастов обучающихся требуется изменить приоритеты: перенести смысловую нагрузку на разработку мультимедийных средств обучения, тренажеров и автогородков. Данные средства обучения обладают широкими возможностями формирования психологических основ безопасного поведения детей через активизацию базовой потребности в безопасности, которая определяет мотивацию к строгому выполнению Правил дорожного движения Российской Федерации.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении объема перевозок от перевозок общественного транспорта к перевозкам личным транспортом, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, уровень автомобилизации населения в последние годы возрос с 60 - 100 до 300 автомобилей на 1 тыс. жителей.
В этих условиях одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в Республике Коми, является крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения.
Для такой ситуации характерны:
1) высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
2) высокая доля среди погибших людей наиболее активного трудоспособного возраста (20 - 40 лет). Эта доля в 2012 году может превысить 60 процентов;
3) возрастающая диспропорция между приростом числа автомобилей и состоянием дорожной инфраструктуры;
4) низкий уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов, в том числе опасных;
5) недостаточное вовлечение населения и общественных объединений в работу по предотвращению ДТП.
При этом основными недостатками подхода к обеспечению безопасности дорожного движения без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
1) организационная разобщенность государственных органов власти всех уровней;
2) невозможность формирования единых целевых показателей (индикаторов);
3) невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и смягчение социально-экономических последствий ДТП;
4) отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также последовательности их реализации;
5) отсутствие системного планирования действий и существующих ресурсов.
В этих условиях можно будет выделить следующие основные проблемы:
1) выявление закономерностей возникновения ДТП, определение наиболее эффективных социально приемлемых методов исключения факторов, влияющих на возникновение ДТП, а также разработка методов снижения тяжести их последствий;
2) снижение эффективности использования финансовых средств, направляемых на осуществление деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление мер по обеспечению безопасности дорожного движения, в условиях ведомственной разобщенности.
Оценка эффективности государственного финансирования системы управления обеспечением безопасности дорожного движения без применения программно-целевого подхода существенно затруднена из-за отсутствия единых целевых показателей (индикаторов), связанных с реализацией мероприятий и финансированием.
Организация комплекса мероприятий в сфере внедрения технических систем автоматического обнаружения и фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации без применения программно-целевого подхода осложняется несистемностью постановки и решения этой задачи, а также ее недостаточным финансированием.
Вследствие этого внедрение технических систем автоматического обнаружения и фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации в приемлемые сроки становится затруднительным, а затраты для их достижения возрастут по сравнению с использованием метода программно-целевого планирования.