Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" рекомендовано субъектам Российской Федерации, имеющим территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996-1997 годах целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население.
Состояние проблемы
Диоксины и диоксиноподобные соединения - это глобальные суперэкотоксиканты с широким спектром биологического действия в исключительно низких дозах на все аэробные организмы, включая человека, и на экологические системы.
Диоксины - самые токсичные из полученных человеком соединений, обладают мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным, эмбриотоксическим действием, вызывая своеобразный "химический СПИД". Эти соединения являются побочными продуктами в химической, целлюлозно - бумажной, металлургической, электротехнической и других отраслях промышленности. Они также образуются при сжигании мусора, бензина со свинцовыми присадками и т.п. Основные пути поступления диоксинов в организм человека - с питьевой водой, с продуктами питания и мелкодисперсными аэрозолями. Они медленно разрушаются в среде обитания и накапливаются в организме, переходят в эмбрионы и с молоком матери в значительных количествах поступают в организм новорожденных.
В Российской Федерации, в отличие от развитых стран, практически отсутствуют сведения о характере, масштабах и степени загрязнения и экомедицинской опасности диоксинов для населения и окружающей среды; до сих пор не созданы правовая и информационная базы, не проработаны экогигиенические нормативы.
На территории Республики Коми потенциальными источниками диоксиноподобных соединений и их предшественников являются предприятия лесохимического комплекса, главным образом, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (СЛПК). По данным международной экологической экспертизы (1993 г.) содержание соединений диоксинового ряда в пробах ила, отобранных ниже сброса сточных вод СЛПК, превысило фоновый уровень для данного района в 8,3 раза, а в шламах это превышение составило 1150 раз. Высокий уровень загрязнения р. Вычегды характеризует и тот факт, что даже через 300 км от места сброса сточных вод СЛПК содержание в донном иле диоксиноподобных загрязнений снизилось лишь в 1,5 раза. Очевидно, что зона активного диоксинового загрязнения не может быть ограничена только водными экосистемами р. Вычегды. Высокая устойчивость диоксиноподобных соединений в окружающей среде, выраженные кумулятивные свойства ставят территорию бассейна р. Вычегды ниже стоков СЛПК и прилегающие к ним районы в разряд наиболее приоритетных для оценки экологических и социально - экономических последствий загрязнения окружающей природной среды.
В настоящее время в Республике Коми отсутствуют лаборатории, оснащенные соответствующим аналитическим оборудованием, требуют тщательной проработки методические вопросы химико - аналитических исследований по определению суперэкотоксикантов в объектах окружающей среды. Все эти проблемы из-за больших материальных затрат, необходимых для их реализации, могут быть решены при условии целевого финансирования из бюджета Республики Коми в рамках рассматриваемой Программы и финансовой поддержки из федерального бюджета, предусмотренной в мероприятиях федеральной программы.
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценке диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы, в первую очередь, зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения Республики Коми от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.