10.1. Психологическое консультирование должно обеспечить оказание гражданам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование на основе полученной от гражданина информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем должно помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
10.2. Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности гражданина, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
10.3. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении граждан (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
10.4. Психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению гражданами таких проблем, как преодоление в семье острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику, прежде всего, детей, неадекватных форм поведения родителей, и содействовать социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.д.
10.5. Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за гражданами должен обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, которые могут усугубить трудную жизненную ситуацию граждан, и оказание им необходимой социально-психологической помощи.
10.6. Психопрофилактическая и психологическая работа должна способствовать формированию у гражданина потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина.
10.7. Психологические тренинги как активное психологическое воздействие должны оцениваться по их эффективности в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитию социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
10.8. Привлечение граждан к участию в занятиях в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
10.9. Экстренная психологическая (по телефону) и медико-психологическая помощь должны обеспечивать:
безотлагательное психологическое консультирование граждан, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;
медико-психологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядке их приема до прибытия вызванного врача.
10.10. Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивать укрепление психического здоровья граждан, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.