Основным направлением в развитии структуры факультета остается подготовка специалистов по национальной филологии, коми языку и литературе для науки и образования, а также создание квалификационной модели специалиста - регионоведа с учетом основных направлений социально-экономического развития Республики Коми. Особую актуальность приобретает подготовка специалистов по комплексному развитию территорий для сельских районов Республики Коми, где в основном сосредоточено коренное население, в меньшей степени подготовленное к изменениям политической и социально - экономической ситуации.
Государственная программа реализации Закона Республики Коми "О государственных языках Республики Коми" - "Сохранение и развитие коми языка на 1997-1999 годы" ставит основной задачей постепенное расширение социальных функций коми языка и внедрение его в качестве государственного. Отделение "Национальная филология" играет важную роль в реализации данной Программы, поскольку она предусматривает расширенную и качественную подготовку кадров преподавателей коми языка и переводчиков, что вызывает необходимость открытия соответствующей специализации. Данное направление предполагает развитие сопоставительных научных исследований, подготовку и издание грамматических справочников и словарей, учебников и учебных пособий по коми языку.
Большое значение в деятельности факультета придается интеграции с научными и образовательными учреждениями.
Наиболее важным является сотрудничество с Институтом языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Научный и кадровый потенциал Института, как признанного центра финно - угроведения, задействован на финно-угорском факультете. Предполагается развитие сотрудничества на качественно новой основе: создание совместного учебно-научного центра. Подготовка специалистов финно-угроведов совместно с ведущим научным учреждением республики способствует повышению качества и престижа фундаментального образования, участию студентов, аспирантов и преподавателей в разработке фундаментальных и прикладных проблем финно-угорской филологии, этнологии и истории, концентрации и оптимальному использованию кадровых, финансовых и материально - технических ресурсов вуза и академического института.
Столь же актуальной является интеграция с педагогическими колледжами, развитие сотрудничества с инновационными учебными заведениями республики, с образовательными учреждениями Коми-Пермяцкого автономного округа.
В Российской Федерации происходит смена взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Перспективным является приобщение университета к делу подготовки профессионалов управления комплексным развитием территорий. Появилось новое направление подготовки специалистов с высшим образованием - регионоведение, целостная система знаний о пропорциональности и взаимодействии всех сфер территориальной жизнедеятельности человека и народа региона. Настоятельная необходимость в специалистах, владеющих комплексом знаний о регионе, - регионоведах, обусловлена процессами развития федерализма, повышением ответственности регионов за принятие и реализацию политических и социально-экономических решений. Соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные между субъектами Российской Федерации и Центром, придают особую актуальность глубокому и всестороннему пониманию специфики регионов, учету разнообразных аспектов и факторов региональной жизни. Учебный план и образовательная программа регионоведа включают в себя опорные, базовые блоки наук и учебных дисциплин, отражающих составные части жизни регионального социума как целого: региональная культурология, региональное природопользование и региональная экология, региональная социология, система региональной экономики, блок демографических и этнографических дисциплин, правоведческая подготовка по государственному региональному и муниципальному управлению, подготовка по современным информационным технологиям.
При этом регионоведческие дисциплины опираются на фундаментальные теоретические естественно-научные и гуманитарные знания, характерные для университетской подготовки специалистов.
Основные вопросы организации учебного процесса и трудоустройства студентов-регионоведов необходимо решать во взаимодействии с органами государственной власти и управления Республики Коми на основе заключенных с университетом договоров о сотрудничестве.