Действительное положение свидетельствует о том, что предусмотренные законодательством права по свободному выбору на потребительском рынке доброкачественных товаров, услуг не реализуются в полной мере.
Характер обращений потребителей является тому подтверждением. Из 2750 обращений в 1995 году в органы по защите прав потребителей:
на ненадлежащее качество - 1454;
на нарушения при продаже товаров - 592;
на нарушения при оказании услуг - 1137;
на отсутствие или недостоверную информацию - 73 обращения.
В 1995 году в 2 раза увеличились жалобы на нарушения при оказании услуг, из них наибольшее количество приходится на нарушения при оказании коммунальных, бытовых и финансовых услуг.
В процентном отношении нарушения распределились следующим образом:
торговля, общественное питание - 38,8
бытовое обслуживание - 22,6
финансовые услуги - 19,6
коммунальные услуги - 12,3
услуги транспорта - 6,3
услуги связи - 5,2
Увеличилось количество обращений на ненадлежащее качество как продовольственных, так и промышленных товаров, причем из промышленных - на сложную бытовую технику.
Много жалоб на качество хлебобулочных изделий и хлеба поступало в Прилузском, Усть - Куломском, Сысольском, Троицко - Печорском районах. Потребители Корткеросского района жалуются на нарушения графика завоза хлеба и его низкое качество.
В Эжвинском районе г. Сыктывкара увеличилось количество обращений по поводу качества в сфере бытового обслуживания.
Большое количество жалоб поступает на оказание коммунальных услуг. В Усинске из 98 обратившихся с жалобами:
24 обращения - по поводу ненадлежащего качества коммунальных услуг;
33 - на услуги связи.
В Прилузском, Сысольском, Корткеросском, Койгородском районах коллективные жалобы на некачественные коммунальные услуги:
низкая температура в жилых помещениях;
перебои в подаче горячей и холодной воды;
несвоевременная очистка и вывозка мусора;
перепады напряжения в электрических сетях.
По многим нарушениям оформлены иски в суды о возмещении материального и морального вреда. В г. Сыктывкаре много жалоб на несвоевременное устранение недостатков при выходе из строя водопроводных труб, на перепады напряжения в электрических сетях, несвоевременный ремонт кровли и т.д.