Недействующий

О ПРОГРАММЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1996-1997 ГОДЫ

2.2. Анализ сложившейся системы защиты прав потребителей


Защита прав потребителей предусматривает комплексный подход, включающий в себя применение административно - правовых норм, взаимодействие и координацию деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, органов защиты прав потребителей при местных администрациях, общественных потребительских организаций.

Основная работа по защите прав потребителей в республике осуществляется Коми территориальным управлением ГКАП России, органами по защите прав потребителей при местных администрациях.

Территориальное управление обеспечивает:

государственный контроль за исполнением законодательства о защите прав потребителей органами управления, хозяйствующими субъектами, действующими на рынке товаров (работ, услуг);

организует проверки;

рассматривает заявления потребителей, по фактам выявленных нарушений принимает решения в пределах своей компетенции, направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, а в случаях уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей налагает штрафы;

обобщает практику применения законодательства о защите прав потребителей на территории республики;

вносит предложения по принятию нормативных актов, направленных на обеспечение условий для реализации требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

от имени неопределенного круга потребителей, равно как и от конкретного лица, обращается с исками в суды и арбитражный суд.

Органы по защите прав потребителей при местных администрациях представлены специалистами, осуществляющими практическую работу по защите прав потребителей на местах. Они рассматривают и разрешают жалобы индивидуальных потребителей, консультируют потребителей по вопросам, связанным с защитой их прав, представляют иски в суды по поручению потребителей.

Деятельность органов по защите прав потребителей при местных администрациях не имеет сегодня альтернативы по внесудебному разрешению вопросов, связанных с защитой прав потребителей. Их укрепление, развитие следует рассматривать как одно из главных направлений в повышении защищенности потребителей.

В системе защиты прав потребителей в республике определенное место занимают республиканские структуры федеральных органов: Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Коми, Коми центр стандартизации, метрологии и сертификации (Коми ЦСМ), Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Коми (ЦГСЭН) с сетью городских и районных подразделений, Управление ветеринарии с Госветинспекцией Республики Коми, осуществляющие контроль безопасности товаров (работ, услуг) для жизни потребителя, его здоровья, окружающей среды, а также его имущества.

При ввозе товаров в республику, для которых требуется подтверждение их безопасности, функции контроля осуществляют Сыктывкарская таможня и ее структурные подразделения.

Для координации деятельности министерств, ведомств республики и федеральных структур на территории республики по реализации законодательства по защите прав потребителей создан и работает Межведомственный совет по защите прав потребителей.

В республике не нашло своего развития общественное движение потребителей, как одна из форм массового привлечения потребителей к защите собственных прав. Объединения потребителей на общественных началах созданы в городах Печоре, Сыктывкаре, Ухте, в Троицко - Печорском и Усть - Куломском районах.

Основными причинами недостаточной активности потребителей в данном вопросе являются слабая информированность населения об их правах как потребителей товаров (работ, услуг).

Существующая обстановка с обеспечением безопасности при продаже недоброкачественных и опасных для здоровья человека продовольственных товаров требует усиления работы контролирующих органов и принятия решительных мер по предупреждению поступления таких товаров на рынок, их изъятию, утилизации или уничтожению.

Особо пристального внимания требует вопрос защиты от проникновения на рынок в сельской местности товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, с просроченными сроками годности.

Для эффективной защиты потребителей на рынке финансовых услуг и услуг страхования требуется принятие нормативных актов и практических мер, которые бы ограничивали деятельность недобросовестных хозяйствующих субъектов на этом рынке.

Снижение качества коммунальных услуг, особенно по теплоснабжению, водоснабжению сказывается на здоровье и безопасности жизни потребителя.

Механизм защиты потребителя на рынке коммунальных услуг малоэффективен, особенно при защите прав потребителей вследствие нанесенного вреда имуществу.

Для повышения ответственности исполнителей на рынке коммунальных услуг необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять документ, устанавливающий дифференцированную шкалу оплаты услуг в зависимости от их качества.

В условиях разбросанности населенных пунктов республики неоспоримую помощь в защите прав потребителей могли бы оказывать уполномоченные по защите прав потребителей в селах, поселках. Деятельность института уполномоченных на сегодня не определена какими-либо нормативными документами.