Особенностью преступности в Республике Коми за последние семь лет является ее относительный рост, а начиная с 1996 года - незначительное снижение. Однако, в структуре и социально-криминалистической характеристике правонарушений произошли значительные изменения. В условиях динамики сокращения в республике численности населения в структуре преступности за период с 1990 года по 1996 год более быстрыми темпами росли преступные проявления корыстной направленности: количество краж чужого имущества увеличилось на 12,9 проц., грабежей и разбойных нападений - соответственно в 1,7 и 1,4 раза, убийств и тяжких телесных повреждений возросло соответственно в 1,8 и 1,4 раза.
В республике постоянно сохраняется высокий уровень рецидивной преступности. По итогам 1997 года удельный вес лиц, ранее совершивших преступления, достиг 42,2 проц., данный показатель значительно выше среднероссийского (33,7 проц).
Важнейшей отличительной особенностью преступности 90-х годов является возрастание криминальной активности в сфере экономики. Преступления экономической направленности увеличились в 1,3 раза, более половины из них составляют хищения материальных и денежных средств. Наблюдается устойчивая тенденция выявления должностных преступлений, проявлений мошенничества.
Другой существенной особенностью криминальной сферы республики 90-х годов является активизация групповой и организованной преступности, что свидетельствует не просто о нарастании преступности, но и о приобретении нового криминального качества, преступного профессионализма.
Значительно обостряется криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков на территории республики. С 1990 года количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими и сильнодействующими веществами, возросло почти в 14 раз, их удельный вес в структуре преступности в 1997 году составил 8,1 проц. (1990 г. - 0,3 проц.).
Алкогольно-криминогенная ситуация не улучшается. Количество преступлений на почве пьянства за последние семь лет увеличилось в 2 раза. Каждое второе преступление совершается лицами в нетрезвом состоянии.
Существенно увеличилась криминализация населения. Число лиц, ранее нарушавших уголовное законодательство, возросло в 2,2 раза. Более быстрыми темпами увеличивается доля лиц, совершающих преступления, из числа женщин, не имеющих постоянного дохода, и безработных.
Среди возрастных групп наибольшая криминальная активность зарегистрирована у подростков в возрасте 14-17 лет и молодежи в возрасте 18-29 лет.
Анализ свидетельствует о тенденции омоложения преступности и ее прочных позициях на следующие годы. Только за последние два года вынесено 1349 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении подростков, не являющихся субъектами преступлений по причине недостижения ими уголовно-наказуемого возраста.
На динамику преступности в республике в ближайшее, до 2000 года, время будут оказывать воздействие устойчивые факторы, вытекающие из изменений в экономической, социальной и политической сферах. Можно предположить, что наметившаяся тенденция снижения числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в целом по республике за последние два года будет замедляться. Предстоящие годы ознаменуются дальнейшим обострением борьбы за собственность, которая не исключает ее самых ожесточенных форм, характеризующихся вооруженными "разборками" и насильственным захватом, уничтожением значительных материальных ценностей посредством поджогов и взрывов, что будет способствовать поддержанию тенденции роста насильственной преступности, особенно связанной с использованием оружия.
Столкновение корыстных интересов в распределении зон влияния между криминальными структурами, преступное проникновение в сферу наиболее перспективных проектов в экономике могут оказаться катализатором осложнения криминогенной ситуации в республике и привлечения криминальных элементов для урегулирования экономических разногласий в конкурентной борьбе.
Процесс денежной приватизации государственного имущества, деноминации рубля, введение налогового законодательства могут вызвать активизацию совершения преступлений в сфере экономики.
Следует ожидать роста криминальных проявлений со стороны населения (особенно молодежи), ранее не участвовавшего в преступной деятельности, но стремящегося подобными средствами добиться материального успеха.
При расширении мелкого и среднего предпринимательства, уличной торговли продолжится создание благоприятных условий для увеличения численности группировок вымогателей и различного уровня так называемых "крыш". Криминальные элементы в большей степени будут ориентироваться на совершение квалифицированных преступлений, сулящих максимальную наживу.
Серьезным фактором остается алкоголизация и наркотизация населения, которые окажут существенное влияние на состояние криминогенной ситуации в республике.
Серьезную озабоченность вызывает криминализация подростковой среды. Отсутствие должного контроля, а также воспитательного процесса в отношении подрастающего поколения, причем не только со стороны родителей, но и других институтов, может послужить, в какой-то степени, развитию криминальных проявлений, совершенных несовершеннолетней категорией лиц.
В случае сохранения социально-экономической напряженности, роста безработицы, трудностей в получении образования сельской молодежью возникнут дополнительные сложности для стабилизации криминогенной ситуации.
Слабая материально-техническая база правоохранительных органов и недостаточная социальная защищенность ее сотрудников не позволяют более эффективно противостоять преступности и противопожарному состоянию в республике, выдерживать международные нормы содержания спецконтингента в спецучреждениях, следственных изоляторах и колониях.
Влияние на состояние преступности многочисленных факторов развития общества, а также ограниченные финансовые возможности правоохранительных органов диктуют необходимость разработки и принятия целевой республиканской программы по борьбе с преступностью, которая позволит устранить ряд причин и условий, способствующих совершению преступлений, активизировать профилактику правонарушений и преступлений путем привлечения всех структур органов законодательной и исполнительной власти республики, городов и районов, укрепить материально-техническую базу правоохранительных органов.