Недействующий

О РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

5. Особенности государственного регулирования реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм


Несмотря на единство целей и задач, принципов и направлений реформирования предприятий, механизмы реформирования и степень государственного влияния различаются в зависимости от организационно - правовой формы коммерческих организаций.

Непосредственное регулирующее воздействие будет продолжать осуществляться только по отношению к государственным предприятиям, находящимся в государственной собственности Республики Коми. К остальным будет применяться опосредованное воздействие через стимулирование реформирования.

Будет продолжена политика сокращения применения права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной собственности Республики Коми.

Возможное увеличение государственной собственности Республики Коми за счет реструктуризации задолженности предприятий в республиканский бюджет Республики Коми, должно быть временным.

Основное направление повышения эффективности взаимоотношений государства и руководителя государственного унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений.

Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово - экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и соответственно, республике.

В акционерных обществах, в уставном капитале которых имеется доля государства, наряду с общими мерами необходимы меры по существенному обновлению и усовершенствованию механизмов доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями и представления интересов государства в органах управления акционерных обществ.

Право доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями должно передаваться исключительно на конкурсной основе. Доверительный управляющий такими акциями получает права акционера (за исключением прав продажи, залога и некоторых других) и реализует цели, определенные в соответствующем договоре (прежде всего - погашение долгов акционерного общества, повышение котировок акций, реструктуризация предприятия).

Представление интересов государства в органах управления акционерных обществ физическим лицом (за вознаграждение), получившим это право по конкурсу, должно осуществляться на основе установления юридической ответственности указанного лица за действия, совершаемые им в качестве представителя государства. При этом необходимо принять меры по недопущению случаев представления интересов государства в органах управления акционерного общества лицами, состоящими с ним в трудовых отношениях.

Совершенствование управления и распоряжения находящимися в государственной собственности акциями (помимо принятия мер по усилению ответственности представителей государства, повышению эффективности их деятельности и развитию таких форм управления акциями, как доверительное управление с привлечением наемного менеджера) должно предусматривать оптимизацию количества акционерных обществ, в уставном капитале которых есть доля государства, обеспечивающую возможность эффективного управления ими в условиях отказа от отраслевого принципа управления.