ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2011 года N 161
О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"
(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.11.2011 N 518,
от 25.04.2012 N 165, от 21.11.2012 N 501)
от 24.12.2012 N 573, от 18.06.2013 N 206,
от 30.12.2013 N 568)
Акт утратил в связи с изданием Постановления Правительства РК от 06.11.2013 N 428.
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие оленеводства в Республике Коми (2011 - 2015 годы)" (далее - Программа) согласно приложению.
(в ред. Постановления Правительства РК от 21.11.2012 N 501)
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 20 апреля 2011 г. N 161
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"
(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.11.2011 N 518,
от 25.04.2012 N 165, от 21.11.2012 N 501,
от 24.12.2012 N 573, от 18.06.2013 N 206,
от 30.12.2013 N 568)
(в ред. Постановления Правительства РК от 21.11.2012 N 501)
---------------------T----------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦долгосрочная республиканская целевая программа¦
¦Программы ¦"Развитие оленеводства в Республике Коми (2011 -¦
¦ ¦2015 годы)" (далее - Программа) ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РК от 21.11.2012 N 501) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основание для ¦распоряжение Правительства Республики Коми от 28¦
¦разработки Программы¦марта 2011 г. N 103-р ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦ ¦Республики Коми ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦Программы ¦Республики Коми ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦Программы ¦Республики Коми ¦
¦ ¦Министерство национальной политики Республики Коми ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения Республики Коми ¦
¦ ¦Министерство образования Республики Коми ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦эффективное и устойчивое развитие оленеводства в¦
¦ ¦Республике Коми как традиционного вида хозяйственной¦
¦ ¦деятельности, образа жизни и культуры коренных¦
¦ ¦малочисленных народов Севера и других этнических¦
¦ ¦общностей, проживающих на территории Республики Коми¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦оптимизация численности поголовья северных оленей,¦
¦ ¦сохранность оленьих пастбищ; ¦
¦ ¦улучшение социально-экономического положения¦
¦ ¦работников, занятых в оленеводстве, и членов их¦
¦ ¦семей ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2011 - 2015 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РК от 21.11.2012 N 501) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦в целом на реализацию Программы потребуется¦
¦финансирования ¦237 373,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств¦
¦Программы ¦республиканского бюджета Республики Коми - 230 151,4¦
¦ ¦тыс. рублей, в том числе по годам: ¦
¦ ¦2011 год - 16 535,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2012 год - 65 749,9 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2013 год - 46 115,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2014 год - 50 875,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2015 год - 50 875,5 тыс. рублей, ¦
¦ ¦за счет средств федерального бюджета - 7 222,4 тыс.¦
¦ ¦рублей, в том числе в 2013 году - 7 222,4 тыс.¦
¦ ¦рублей ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РК от 30.12.2013 N 568) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы ¦поголовье северных оленей в оленеводческих¦
¦(показатели) ¦хозяйствах, на конец года; ¦
¦Программы ¦племенное маточное поголовье северных оленей, на¦
¦ ¦конец года; ¦
¦ ¦количество оленеводческих хозяйств, осуществляющих¦
¦ ¦обновление основных средств и получивших финансовую¦
¦ ¦поддержку в рамках Программы; ¦
¦ ¦доля оленьих пастбищ, на которых проведены¦
¦ ¦землеустроительные работы; ¦
¦ ¦площадь оленьих пастбищ, на которых проведены¦
¦ ¦землеустроительные работы, к общей площади оленьих¦
¦ ¦пастбищ; ¦
¦ ¦количество специалистов оленеводческих хозяйств,¦
¦ ¦прошедших обучение по целевой контрактной подготовке¦
¦ ¦в рамках Программы; ¦
¦ ¦количество факторий в оленеводческих хозяйствах¦
¦ ¦Республики Коми, которым оказано содействие в¦
¦ ¦укреплении материально-технической базы с начала¦
¦ ¦реализации Программы; ¦
¦ ¦количество детей оленеводов, прошедших оздоровление¦
¦ ¦в образовательных учреждениях санаторного типа; ¦
¦ ¦количество детей оленеводов, которым созданы¦
¦ ¦необходимые условия для обучения, воспитания,¦
¦ ¦оздоровления и проживания в образовательных¦
¦ ¦учреждениях санаторного типа ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РК от 21.11.2012 N 501) ¦
L--------------------+-----------------------------------------------------
Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" установлены четкие правовые основы реализации аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства, охватывающей сферу развития сельского хозяйства и сельских территорий. Определены главные направления этой политики, ее цели, принципы, механизмы и формы государственной поддержки.
Утвержденная в соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы является основным инструментом аграрной политики. Реализация государственной программы в субъектах Российской Федерации должна проводиться посредством осуществления целевых программ.
Долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие оленеводства в Республике Коми (2011 - 2015 годы)" является продолжением целенаправленной политики Правительства Республики Коми по развитию оленеводства и ориентирована на выполнение положений Закона Республики Коми "Об оленеводстве в Республике Коми".
(в ред. Постановления Правительства РК от 21.11.2012 N 501)
Оленеводство для коренных жителей северных районов Республики Коми является главной традиционной отраслью сельского хозяйства, образом жизни, основным, а для большинства семей оленеводов единственным источником существования. Эта отрасль животноводства оказывает существенное влияние на формирование продовольственной базы севера республики.
Специфика оленеводства заключается в том, что оно ведется в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, на обширной территории и является основной социальной и сохраняющей самобытную культуру северных жителей региона отраслью.
В Республике Коми оленеводством занимаются пять организаций и несколько крестьянских (фермерских) хозяйств. В оленеводстве республики работают 231 человек, они объединены в 27 оленеводческих бригад.
На начало 2011 года по республике оленей в хозяйствах всех категорий насчитывается более 83,8 тыс. голов, из них в оленеводческих организациях - более 64,1 тыс. голов, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 1,9 тыс. голов, в хозяйствах населения 17,7 тыс. голов.
В 1990 году в оленеводческих хозяйствах республики содержалось более 102 тыс. голов оленей (кроме того, частным владельцам принадлежала 21 тыс. голов). К 2000 году поголовье оленей во всех категориях хозяйств сократилось на 11 процентов. Сокращение поголовья в этот период наблюдалось в масштабах России, по стране поголовье снизилось в 2 раза. В отдельных регионах, таких как Магаданская область, снижение поголовья составило 85 процентов, Чукотский автономный округ - 81 процент, Республика Саха (Якутия) - 57 процентов, Ненецкий автономный округ - 34 процента. Для объективности надо отметить, что значительное снижение поголовья в 2002 году связано с регистрацией сельскохозяйственного производственного кооператива "Ижемский оленевод и Ко" с поголовьем более 30 тыс. голов в Ненецком автономном округе. В течение ряда лет поголовье оленей в республике держится на уровне свыше 80 тыс. голов.
Одной из важнейших проблем отрасли является улучшение продуктивных качеств ненецкой породы оленей. В настоящее время только в двух хозяйствах проводится племенная работа. Не проводится углубленная племенная работа в хозяйствах Интинского района. По этой причине, а также в связи с отсутствием убойных пунктов и морозильных камер и невозможностью проводить забой оленей в оптимальные сроки хозяйства теряют десятки тонн мяса.
Оленеводство - одна из самых специфических отраслей сельского хозяйства. Его отличает полная зависимость от природных условий обитания и эпизоотической обстановки. Падеж оленей в результате болезней, несчастных случаев, стихийных бедствий наносит оленеводческим хозяйствам огромный ущерб. В настоящее время финансовые возможности предприятий не позволяют осуществлять страхование оленей.
Заболевания наносят оленеводству большой экономический ущерб. В среднем оленеводческие хозяйства недополучают 8 кг живой массы с одного взрослого оленя. Отсутствие ветеринарной помощи влечет значительное увеличение непроизводительных утрат в оленеводстве по причине гибели (падежа) оленей от заболеваний и травм.
По причине высоких тарифов на авиаперевозки, топливо для снегоходной техники не проводится отстрел волков и других хищных животных. Гибель оленей от хищников составляет в среднем от 1,5 процента до 2,5 процента поголовья оленей, но этим не ограничивается ущерб, наносимый хищными животными. Преследуя стада оленей, они являются первопричиной отколов и потерь оленей. Кроме того, волки являются разносчиками опаснейшего заболевания для людей и домашних животных - бешенства.
Большие трудности оленеводческие предприятия испытывают при строительстве коралей на путях миграции оленьих стад. Из-за отсутствия весенних и осенних коралей нарушено проведение основных зооветеринарных работ - подсчет оленей, клеймение телят, бонитировка, прививки от особо опасных заболеваний, что негативно сказывается в конечном итоге на результативности работы предприятий (невозможность учета непроизводительных потерь, потери упитанности от подкожного овода, некробактериоза и других заболеваний, снижение живой массы телят, снижение упитанности).
Пастбища считаются основой оленеводства и главным фактором, ограничивающим поголовье оленей. Оленеводство может нормально развиваться, если количество животных соответствует имеющимся запасам кормов. По причине дефицита бюджетных средств были прекращены землеустроительные, в том числе геоботанические работы, на оленьих пастбищах предприятий Интинского района. Без поддержки со стороны государства оленеводческие хозяйства профинансировать их не смогут. В настоящее время неизвестно, какую оленеемкость имеют пастбища оленеводческих хозяйств Республики Коми, что затрудняет осуществление планирования численности поголовья и объемов производства на перспективу.
По лесному законодательству оленеводческие хозяйства как арендаторы лесных участков обязаны проводить комплекс мер по осуществлению пожарной безопасности в течение всего года, несмотря на то что олени находятся в лесу только в зимний период - 5 - 6 месяцев в году. Это требует дополнительных финансовых затрат.
Большая помощь требуется оленеводству со стороны научных учреждений. Усилия науки должны быть направлены на разработку лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению поголовья оленей, технологических стандартов выпаса стад оленей в таежной зоне. Для сохранения и совершенствования ненецкой породы северных оленей, использования его генофонда необходимо обеспечить научное обоснование комплекса мероприятий по ведению племенной работы. Эти вопросы по существу определяют перспективы развития отрасли.
Общая проблема всех оленеводческих хозяйств Республики Коми - низкая эффективность оленеводства. Это связано со слабой материально-технической базой, низким социальным статусом оленеводов и запущенностью в решении проблем оленеводческой отрасли.
Уровень рентабельности оленеводческих организаций в 2010 году составил с учетом господдержки 43,6 процента (в 2009 году - 42,3 процента). Такого показателя оленеводческие хозяйства достигают ценой низкой заработной платы работников оленеводства, технической отсталости, отсутствия каких-либо социальных условий во время кочевания (в тундре нет медицинского, бытового, торгового обслуживания). Недостаточный уровень экономической поддержки, слабая материально-техническая база хозяйств сдерживают рост заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников оленеводства в хозяйствах республики за 2010 год составила 10,5 тыс. рублей.
Отсутствие надлежащих условий труда и быта, низкий уровень заработной платы сделали труд оленеводов непрестижным. Молодежь и специалисты в оленеводство не идут. В хозяйствах ощущается нехватка зоотехнических и ветеринарных работников.
Финансовые возможности предприятий не позволяют также вести строительство факторий и промежуточных баз на путях кочевий, которые должны быть предназначены для приема, хранения, подготовки к транспортировке продукции оленеводства и промыслов, обеспечения оленеводов товарами и услугами, необходимыми для их жизнедеятельности. Кроме того, фактории призваны осуществлять социальные функции, например, организацию проведения профилактического медицинского осмотра оленеводов и членов их семей, осуществление информирования по интересующим их вопросам, организацию культурных, просветительских и иных мероприятий. Фактории целесообразно иметь в каждом хозяйстве, в настоящее время фактории функционируют только в одной организации.