Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2003 ГОД

IV. Первоочередные задачи в области расходов бюджета


Объективно необходимым становится решение задачи рационализации расходов бюджета, сокращения неэффективных государственных обязательств и расходов. Настало время тщательно проанализировать каждую строку расходов бюджета на предмет целесообразности и эффективности.

В первую очередь подлежат сокращению расходы на содержание административного аппарата. В рамках этой работы следует установить жесткий контроль за соблюдением действующих нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов государственной власти Республики Коми, обеспечить системный подход в работе по приведению условий оплаты труда государственных служащих Республики Коми в соответствие с федеральным законодательством. При этом необходимо продолжить упорядочение функций органов исполнительной власти Республики Коми с целью дальнейшей оптимизации структуры органов исполнительной власти Республики Коми и, как следствие, сокращения аппарата.

Второе. Одним из важных инструментов решения социально - экономических проблем Республики Коми на среднесрочную перспективу являются республиканские программы. Количество республиканских программ должно быть сокращено, что позволит сконцентрировать средства бюджета на приоритетных направлениях.

Третье. Необходимо активизировать ревизию республиканского законодательства в части предоставления социальных льгот. Следует пересмотреть положения ранее принятых республиканских законов, возлагающих на бюджет груз непомерных обязательств, и принять принципиальные решения о полной отмене таких положений или о замене их адресными формами социальной поддержки.

Четвертое. Требованием времени становится определение эффективности работы бюджетных учреждений. На основе качественных и количественных показателей оценки результатов их работы должны быть приняты соответствующие решения о реорганизации сети бюджетных учреждений и сокращении их штатной численности, и при этом предусмотрены и реализованы мероприятия по социальной защите и трудоустройству высвобождаемых работников. Необходимо создать механизмы, обеспечивающие заинтересованность бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств.

Пятое. Текущий год показал, что повышение заработной платы работников бюджетной сферы Республики Коми, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, повлекло за собой увеличение расходов консолидированного бюджета Республики Коми на эти цели дополнительно на 2,6 млрд. рублей и создало ситуацию общей финансовой несбалансированности. Обеспечение своевременной и полной выплаты заработной платы оборачивается сокращением расходов бюджета по всем остальным направлениям, ростом кредиторской задолженности бюджета и долговых обязательств республики. На фоне такой ситуации решение о сохранении региональных надбавок к заработной плате данной категории работников, для чего требуется порядка 0,5 млрд. рублей в год, было неоправданно расточительным. С учетом этого необходимо привести условия оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с федеральным законодательством. В целях недопущения снижения уровня заработной платы работников организаций бюджетной сферы сроки отмены региональных доплат по оплате их труда должны быть приурочены к очередному повышению заработной платы этой категории работников на федеральном уровне. Отмена региональных доплат должна быть произведена в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.

Направлением бюджетной политики, способствующим регулированию денежных потоков, снижению объема наличных денежных средств в общем объеме денежного обращения является внедрение безналичных расчетов на базе использования пластиковых карт. Работа по реализации данного направления должна быть направлена на создание условий поэтапного перевода сотрудников бюджетной сферы на безналичную систему выплаты заработной платы с использованием пластиковых карт при соблюдении принципа добровольности и с одновременным развитием соответствующей инфраструктуры, позволяющей активно использовать пластиковые карты для осуществления расчетов и платежей.

Шестое. Приоритетным направлением станет реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий. Оптимизация расходов бюджета на оплату тепло-, электроэнергии, а также коммунальных услуг по-прежнему будет основана на установлении и соблюдении лимитов их потребления по каждой отрасли и каждому конкретному бюджетному учреждению.

Седьмое. Необходимо продолжить осуществление реформы жилищно - коммунального хозяйства, довести уровень оплаты населением стоимости услуг до федерального стандарта. При этом, наряду с ростом доли оплаты населения за жилищно - коммунальные услуги, следует обеспечить экономическое оздоровление отрасли на основе снижения издержек производства, развития конкурентной среды и, как следствие, уменьшения тарифов при создании условий проживания, отвечающих новым стандартам качества предоставляемых услуг. Пересмотр тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения должен иметь плановый поэтапный характер. Социальная защита малоимущих слоев населения будет обеспечена через программу жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Восьмое. Для повышения эффективности государственных расходов в области капитального строительства бюджетные ресурсы будут сконцентрированы на узком круге бюджетных строек, имеющих первостепенное значение для республики. В целях экономии бюджетных средств размещение заказов на строительство объектов капитального строительства должно проходить исключительно на принципах гласности и состязательности. Будет произведено значительное сокращение количества финансируемых строительных объектов. При этом программа капитального строительства должна предусматривать, в основном, завершение строительства пусковых объектов, объектов с высокой степенью готовностью (свыше 80 процентов), ликвидацию долгостроев. Строительство остальных незавершенных объектов должно быть приостановлено.

Принятие решения о строительстве новых объектов должно приниматься исключительно при наличии обоснования целесообразности начала строительства и источников финансирования. В итоге данный подход позволит в течение ряда лет нормализовать ситуацию с реализацией ежегодной программы капитального строительства.

В сфере жилищного строительства приоритетным направлением станет развитие ипотечного кредитования. Государственная поддержка граждан республики в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий будет осуществляться в установленном порядке в виде компенсации части процентных ставок по кредитам, полученным гражданами на строительство и приобретение жилья в кредитных организациях.

Девятое. С 1 января 2003 г. устанавливаются новые источники образования целевых бюджетных территориальных дорожных фондов. С учетом данных изменений необходимо обеспечить формирование в составе республиканского бюджета Республики Коми на 2003 год целевого бюджетного территориального дорожного фонда Республики Коми, законодательно установить порядок образования и использования его средств, а также принять меры по получению субвенций из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства Республики Коми.

Десятое. По прочим расходам. Основными критериями предоставления бюджетных средств и оказания финансовой поддержки должны стать общественная значимость и общественная полезность расходов с учетом уровня потребности населения в этих благах и доли населения, на которую распространяются выгоды от реализации данных расходов.

В качестве мероприятий, способствующих снижению расходной нагрузки на бюджет, необходимо также использовать механизмы страхования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, предусмотренные действующим законодательством.

Не менее важной задачей является обеспечение дальнейшего развития конкурсной системы поставки продукции для государственных нужд Республики Коми и усиление контроля за конкурсным размещением заказов на поставку продукции для республиканских нужд. Обязательность конкурсов, публичность их проведения, регистрация контрактов - лишь первые шаги по совершенствованию механизмов государственных закупок и экономии бюджетных средств. Необходимо обеспечить реальный конкурентный режим.

В целом повышению эффективности контроля за исполнением бюджета, использованием государственных средств и собственности Республики Коми будет способствовать создание Контрольно - счетной палаты Республики Коми.