В условиях продолжающейся налоговой реформы необходимо обеспечить взаимодействие органов государственной власти Республики Коми с федеральными органами власти в вопросах разработки и реализации налоговых законодательных актов.
В связи с тем, что в текущем году Налоговым кодексом Российской Федерации установлен региональный транспортный налог, необходимо обеспечить своевременное принятие закона Республики Коми о введении транспортного налога на территории Республики Коми с 1 января 2003 г.
В связи с внесением дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих специальные налоговые режимы "Упрощенная система налогообложения" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", в текущем году необходимо обеспечить своевременное принятие законодательных актов Республики Коми для приведения законодательства Республики Коми в соответствие с новыми условиями налогообложения предприятий малого бизнеса. Упрощение налогообложения субъектов малого бизнеса и продолжение работы по расширению сфер применения единого налога на вмененный доход позволит обеспечить более полное привлечение к налогообложению индивидуальных предпринимателей, а также планомерное поступление налогов от субъектов малого бизнеса.
Основой для формирования доходной части бюджета должен стать прогноз социально - экономического развития Республики Коми, городов и районов на 2003 год, определяющий тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы и позволяющий объективно оценить степень использования экономического потенциала республики, города или района.
В целях расширения налоговой базы бюджета будет продолжена работа по созданию благоприятных экономических условий для развития предприятий посредством оказания различных форм государственной поддержки. При этом необходима корректировка направлений, принципов и условий оказания инвестиционной поддержки предприятий в сторону создания стимулов для инвестирования в реальный сектор экономики. Приоритетными формами инвестиционной поддержки предприятий будут:
компенсация части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, привлеченным предприятиями для реализации инвестиционных проектов;
компенсация части процентного дохода по облигациям, эмитируемым предприятиями Республики Коми в целях привлечения средств для финансирования инвестиционных программ;
предоставление государственных гарантий Республики Коми под инвестиционные проекты с учетом качества обеспечения обязательств заемщиков перед республикой и платежеспособности заемщиков;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
Государственная поддержка будет осуществляться на основе принципов конкурсного отбора и информационной прозрачности механизмов ее осуществления.
Следует сохранить курс на минимизацию налоговых льгот. В области предоставления налоговых льгот приоритетной должна стать инвестиционная направленность предоставляемых налоговых льгот. Одной из основных задач является выработка необходимых механизмов, которые сделают Закон Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" приоритетным в фактическом объеме налоговых льгот, предоставляемых на республиканском уровне. В то же время важно сохранить предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим социально значимые услуги, и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения. При предоставлении налоговых льгот следует предусматривать целевое использование средств, остающихся в распоряжении налогоплательщиков.
Увеличению поступления в бюджет акцизов, уплачиваемых товаропроизводителями алкогольной продукции и акцизными складами, должно способствовать ужесточение государственного контроля за качеством, безопасностью и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Коми.
Для увеличения поступлений платежей за пользование земельными ресурсами необходимо после принятия соответствующих федеральных норм обеспечить проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю с целью определения земельной собственности Республики Коми. Следующим этапом должно стать проведение полной инвентаризации земель и уточнение реестров пользователей земельных участков на праве аренды и безвозмездного пользования, а также переоформление земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следует усилить претензионно - исковую работу по взиманию задолженности перед бюджетом по арендной плате за землю.
Задачей на перспективу является развитие нормативного правового обеспечения арендных отношений на землю в Республике Коми, в частности, установление базовой арендной платы за земли по всем категориям земель на основе кадастровой оценки земель.
В области лесопользования следует ужесточить требования к оценке лесных ресурсов, отпускаемых в рубку, к качеству освидетельствования лесосек, поскольку потеря неучтенного лесного ресурса напрямую приводит к снижению сумм лесного дохода. Резервом повышения доходов бюджета должно стать повышение уровня освоения расчетной лесосеки. В этих целях следует содействовать привлечению инвестиций в лесной комплекс, осуществлять приоритетную политику по предоставлению в пользование участков лесного фонда предприятиям, осуществляющим глубокую переработку древесины. Для реализации полномочий по эффективному управлению лесным фондом необходимо увеличивать проведение лесных конкурсов и аукционов.
Для увеличения собственных доходных источников бюджета нужна целенаправленная работа по увеличению поступлений в бюджет неналоговых доходов.
В целях создания системы эффективного управления государственным имуществом Республики Коми требуется обеспечить инвентаризацию государственной собственности Республики Коми, продолжить формирование реестра имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, обеспечить формирование соответствующих баз данных по управлению и использованию государственной собственности Республики Коми. Следует разработать Программу управления государственным имуществом на среднесрочную перспективу, обеспечить разработку методических документов по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью Республики Коми.
Следует добиваться повышения отдачи от собственности, находящейся в распоряжении Республики Коми. По отношению к имуществу, не приносящему доход вообще или приносящему незначительный доход, должны быть приняты решения о продаже, передаче его в доверительное управление профессиональным управляющим, внесении в качестве вклада Республики Коми в уставный капитал.
В области арендных отношений необходимо обеспечить переход к экономически обоснованным ставкам арендной платы, обеспечивающим не только компенсацию затрат по учету и управлению земельными участками и государственным имуществом Республики Коми, но и пополнение доходной части бюджета. При этом размер арендной платы за пользование недвижимостью, находящейся в государственной собственности Республики Коми, должен быть не ниже сложившегося уровня рыночных ставок арендной платы.
Необходимо повышать эффективность управления государственными унитарными предприятиями Республики Коми, а также работы с акционерными обществами, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Республики Коми, в том числе с целью совершенствования дивидендной политики прибыльно работающих предприятий.
Наряду с реализацией программ финансового оздоровления, технического перевооружения и реформирования градообразующих, экономически и социально значимых государственных унитарных предприятий Республики Коми и акционерных обществ, следует активизировать работу по продаже пакетов акций нерентабельно работающих акционерных обществ, пакетов акций предприятий, доля республики в уставных капиталах которых не позволяет эффективно участвовать в управлении обществом, по преобразованию нерентабельно работающих государственных унитарных предприятий Республики Коми путем реорганизации и приватизации. После принятия соответствующего закона Республики Коми о приватизации государственного имущества Республики Коми должна быть разработана и в установленном порядке утверждена Программа приватизации государственной собственности Республики Коми. Начиная с 2003 финансового года, данный документ должен рассматриваться одновременно с проектом республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовый год.
Необходимо использовать возможности по увеличению объемов и видов услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, предоставляемых населению на платной основе. При этом недопустима подмена платными медицинскими услугами бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Коми. При формировании доходной части бюджета должны быть учтены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, с разбивкой объема доходов от платных услуг по отраслям.