Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2003 ГОД

I. Предварительные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2002 году


Реализация органами государственной власти Республики Коми Основных направлений бюджетной и налоговой политики в текущем году происходит в условиях, когда продолжает действовать ряд негативных факторов в сфере бюджетно - налоговых отношений.

До настоящего времени в рамках действующего федерального законодательства сохраняются крайне ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации, что не позволяет на их уровне более полно использовать налоговую политику как рычаг управления экономикой в регионе. Сохраняется негативная тенденция централизации доходов бюджетной системы Российской Федерации на федеральном уровне. Постоянно меняющиеся подходы при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год ограничивают возможности среднесрочного (на 2-3 года) бюджетного планирования на уровне субъектов Российской Федерации. В этих условиях работа по формированию бюджета на 2002 год имела напряженный и длительный характер. Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" был принят лишь в марте 2002 г.

В результате изменений в налоговом законодательстве, обусловленных введением глав Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" и "Налог на добычу полезных ископаемых", а также в связи с перераспределением налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 8:2 Республика Коми потеряла значительную часть своих налоговых доходов. Так, поступления в консолидированный бюджет Республики Коми за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили по налогу на прибыль организаций 92,4 процента, по платежам за пользование природными ресурсами - 82,9 процента. Эффект, ожидаемый в связи с ослаблением налогового бремени предприятий, может быть получен лишь в перспективе с определенным временным лагом.

В то же время в 2002 году значительно возросла нагрузка на консолидированный бюджет Республики Коми в связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, которое не было обеспечено соответствующей финансовой поддержкой из федерального бюджета. Доля расходов консолидированного бюджета Республики Коми на оплату труда с учетом единого социального налога в общей сумме расходов по итогам 8 месяцев текущего года составила 37,1 процента.

В сфере регулирования межбюджетных отношений до сих пор не принят Федеральный закон "О минимальных государственных социальных стандартах", который должен создать основу для разработки нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Отсутствие такого закона тормозит формирование объективных и прозрачных механизмов предоставления финансовой помощи из федерального бюджета.

В то же время в Республике Коми постепенно формируется отношение к бюджету как к инструменту рыночной экономики, накапливается опыт бюджетного планирования, разрабатываются правовые нормы, регламентирующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения.

В 2002 году принят Закон Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", который устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы Республики Коми.

Начиная с текущего года, осуществлен переход на казначейское исполнение бюджета по доходам.

В целях укрепления доходной базы местных бюджетов в их пользу Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" было осуществлено перераспределение регулирующих доходов, поступающих в бюджетную систему Республики Коми.

В составе республиканского бюджета Республики Коми впервые создан Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, объем которого составляет пятую часть всех доходов республиканского бюджета Республики Коми. В составе Фонда, помимо дотаций на осуществление расходов, не обеспеченных собственными доходами муниципальных образований, предусмотрены субвенции на финансирование целевых расходов и реализацию законов Республики Коми.

Активизирована работа по формированию, размещению заказа на поставку продукции для государственных нужд Республики Коми и контролю за его исполнением, что позволило получить в текущем году реальную экономию бюджетных средств.