Главной целью деятельности в развитии транспортного комплекса республики является удовлетворение потребности народного хозяйства и населения в транспортных услугах.
В 2001 - 2005 годах будут решаться следующие задачи:
осуществление структурных преобразований, обеспечивающих создание правовых, экономических и организационных условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг;
проведение гибкой тарифной политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг;
обеспечение доступности транспортных услуг для всех пользователей, особенно для малообеспеченных и жителей отдаленных районов республики;
обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспорта;
улучшение технического состояния всех видов транспорта;
упорядочение механизмов финансирования расходов на предоставление льгот по оплате услуг пассажирского транспорта, установленных федеральным законодательством и республиканским законодательством.
Предусматриваются сокращение перекрестного субсидирования, создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок и привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта.
Кроме того, планируется электрификация участка железной дороги "Печора - Воркута" протяженностью 450 км, строительство ремонтно-эксплуатационной базы пассажирских вагонов в г. Сыктывкаре. Предусматривается реконструкция Сосногорского и Воркутинского депо, строительство вокзала в г. Сосногорске.
Будет продолжено строительство новой железнодорожной магистрали "Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь".
Необходимость бесперебойного функционирования авиационного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики республики обусловлена особенностями северного региона, неразвитостью в ряде районов республики других видов транспорта, кроме авиационного. В этих условиях необходимо сохранить выполнение авиарейсов в труднодоступные районы, выполнение регулярных и чартерных авиаперевозок пассажиров, багажа, почты, грузов на внутренних и международных авиалиниях. Предстоит продолжить работу по обновлению и модернизации парка воздушных судов.
Завершить строительство первого пускового комплекса аэропорта в г. Сыктывкаре и сектора гражданской авиации аэродрома "Советский" в г. Воркуте.
Важными направлениями работы предприятий речного транспорта являются удовлетворение потребности республики в перевозках грузов и пассажиров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, привлечение новых грузопотоков. Для сохранения пассажирских перевозок в Печорском водном бассейне необходима замена отработавших срок службы пассажирских судов.
Учитывая социальную значимость водных путей республики, которые для ряда районов являются единственным видом сообщения, необходимо продолжить и увеличить государственную поддержку судоходства на малых реках бассейнов рек Печоры и Вычегды.
На автомобильном транспорте необходимо продолжить структурные преобразования, значительно обновить подвижной состав, принять меры по финансовому оздоровлению предприятий.
В области развития дорожного хозяйства Правительство Республики Коми будет оказывать содействие дальнейшему развитию в республике сети автомобильных дорог общего пользования.
Будут продолжаться строительство и реконструкция автомобильных дорог в целях обеспечения автомобильной связи между населенными пунктами, а также соединения ряда городов и районных центров со столицей республики; строительство капитальных мостов; привлечение дополнительных источников финансирования дорожного строительства.
Будет проводиться необходимая работа с Правительством Российской Федерации по увеличению объемов финансирования дорожных работ.
Всего за период 2001 - 2005 годов будет построено и введено в эксплуатацию 356 км автодорог общего пользования, которые свяжут между собой и с районными центрами 32 сельских населенных пункта с населением около 16 тыс. человек.
Улучшится автодорожная связь пос. Троицко-Печорск со столицей республики, получат выход к железной дороге села Ижма и Усть-Цильма.
Продолжится строительство автомобильных дорог "Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Айкино - Кослан" и реконструкция автодороги "Ухта - Троицко-Печорск".
Продолжится долевое с Росавтодором строительство важнейших для экономики республики транспортных коридоров, обеспечивающих связь с другими соседними регионами, "Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь" (Северный транспортный коридор) протяженностью по территории республики 305 км.
Реализация намеченных мер позволит достичь увеличения объемов перевозки грузов и пассажиров на всех видах транспорта. К 2005 году перевозка грузов ожидается в объеме 88,4 млн. тонн, в том числе автомобильным транспортом - 50,0 млн. тонн, железнодорожным транспортом - 42,1 млн. тонн, перевозка пассажиров достигнет 227 млн. человек, в том числе автомобильным транспортом - 222 млн. человек, железнодорожным - 5 млн. человек.