Для разрешения межличностных недоразумений и непонимания, установления доверительных и теплых взаимоотношений необходимо научиться общаться с пожилым или старым человеком.
Можно отметить некоторые психологические моменты в общении с людьми пожилого и преклонного возраста.
- Необходимо вести беседу в уважительном и доброжелательном тоне.
- Пожилой человек должен иметь возможность все время видеть лицо собеседника. При этом лучше, если глаза собеседников находятся на одном уровне.
- Говорить нужно медленно, отчетливо, короткими фразами, достаточно громко.
- Собеседника нельзя торопить и перебивать, как бы медленно он ни говорил.
- Перед тем как начать говорить, важно убедиться, что собеседник слушает вас.
- Желательно находиться достаточно близко от собеседника, смотреть ему в глаза.
- Не критиковать и не указывать на ошибки собеседника, даже самые явные.
- Важно проверить степень понимания собеседником того, что вы сказали.
- Общаясь с пожилым человеком, нужно убедиться, что он понял вас, так как может появиться подозрительность, если он плохо видит или слышит.
- Важно в разговоре уметь слушать. Слушание - это не только молчание, это сложный процесс установления невидимых связей между людьми, возникновение ощущения взаимопонимания.
- Немаловажным является и умение закончить беседу, не обидев пожилого человека и убедив его своим поведением, что вы попытаетесь оказать помощь.
- Люди в пожилом и преклонном возрасте рассказывают нам о своих проблемах в надежде, что их выслушают, дадут совет, психологически поддержат в трудной ситуации. Рассказывая о своих бедах, они искренне желают, чтобы их поняли, разделили с ними те же чувства, переживания, которые они испытывают. Главное в беседе с пожилыми людьми состоит именно в этом - в понимании чувств пожилого человека и сопереживании ему, терпимости к его принципам и сложившимся убеждениям, жизненным установкам и ценностям.