6.3.76. Способ прокладки коммуникаций в зависимости от мерзлотно-грунтовых условий строительства, а также плотности и характера застройки поселений и назначения трубопроводов следует предусматривать подземным, наземным или надземным, при этом рационально применение совмещенной прокладки труб (таблица 25).
6.3.77. Проекты инженерных коммуникаций и планировки населенных мест надлежит выполнять одновременно, взаимно увязывая их и включая мероприятия по инженерной подготовке территории. За чертой застройки наиболее рационально применение совмещенной надземной прокладки трубопроводов, а на территории жилой зоны следует предусматривать подземную прокладку коммуникаций. В сложных планировочных условиях, при соответствующем обосновании и увязке архитектурно-планировочных решений с трассировкой инженерных коммуникаций может допускаться наземная и надземная прокладка сетей.
Надземная прокладка тепловых сетей по территориям детских дошкольных и школьных учреждений, больниц и зданий лечебно-профилактического профиля не допускается.
6.3.78. Трассы главных дренажных коллекторов, которые часто совмещаются с водотоками, рационально намечать до разработки планировочного решения застройки по наиболее пониженным участкам рельефа, в увязке с местами выпусков.
6.3.79. Прокладку водопроводов с теплопроводами в полузаглубленных каналах следует осуществлять в поселениях при условиях высокотемпературных мерзлых грунтов или при высоком уровне грунтовых вод. Прокладку в полузаглубленных непроходных каналах следует осуществлять рядом с проездом. При этом плиты, перекрывающие канал, укладываются на 10 - 15 см выше проезда и используются в качестве тротуара. Плиты рассчитываются на внешние нагрузки по СНиП 2.09-03.
6.3.80. При совмещенной бесканальной прокладке тепловых сетей, водопровода, канализации, газовых сетей и дренажа расстояния между ними рекомендуется принимать по таблице 26.
6.3.81. Прокладку коммуникаций в проветриваемых подпольях зданий с подвеской труб к цокольным перекрытиям следует применять в поселениях, где объемно-планировочные решения позволяют осуществлять этот способ. При этом запрещается установка арматуры на трубах в пределах проветриваемого подполья. Следует предусматривать организованный отвод возможных утечек из инженерных сетей с целью исключения попадания воды на фундаментные конструкции (это способствует деструкции бетона).
Таблица 25
Типы прокладки | Способы прокладки | Вид грунтов | Вид трубо- проводов | Виды прокладки | Условия и область применения |
Подземная | Раздельная | Непросадочные, малопросадочные | В, К | Непосредственно в грунте в пределах деятельного слоя преимущественно без теплоизоляции (в зависимости от глубины сезонного промерзания грунта) | Преимущественно на территории застройки средних населенных мест |
Т | В непроходных каналах из сборного или монолитного железобетона или непосредственно в грунте в теплоизоляции | То же | |||
Совмещенная | Непросадочные, малопросадочные | В, К | В каналах и тоннелях из сборного или монолитного железобетона с кольцевой изоляцией труб | -"- | |
Наземная | Совмещенная | Непросадочные, малопросадочные, просадочные | В, К, Т | В каналах из сборного железобетона на сплошной подстилке или земляных призмах | -"- |
В, К, Т | В полузаглубленных каналах из железобетона | На территории застройки средних населенных мест, особенно при высоком уровне грунтовых вод | |||
Надземная | Раздельная | Просадочные, сильнопросадочные | В, К, Т | По низким опорам, по высоким опорам, по эстакадам, мачтам, конструкциям зданий и сооружений | В районах малоэтажной застройки, в пределах селитебных территорий при сильнольдонасыщенных ВМГ. При переходах через лощины, овраги и другие препятствия |
Совмещенная | Сильнопросадочные | В, К, Т | В каналах из сборного железобетона или непосредственно по низким опорам, высоким опорам, конструкциям зданий и сооружений | То же | |
Условные обозначения: В - водопровод, К - канализация, Т - теплопроводы |
6.3.82. В сложных геологических условиях противопожарный водопровод низкого давления (при раздельной прокладке противопожарного и хозяйственно-питьевого водопровода) следует устраивать в техническом подполье (этаже) с установкой пожарных гидрантов снаружи. Участки сети, пересекающиеся с фундаментом, должны быть заключены в металлические футляры.
Таблица 26
Коммуникации | Водопровод | Канализация | Дренаж и дождевая канализация | Тепло- проводы | Газопроводы |
Водопровод из стальных труб | 0,2 | По СНиП 2.07.01* | 0,8 | 0,2 - 0,3 | 0,6 |
Канализация | По СНиП 2.07.01* | 0,3 - 0,4 | 0,3 - 0,4 | 0,4 | 0,7 |
Теплопроводы (по закрытой схеме) | 0,2 - 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,2 - 0,3 | 0,6 |
Газопроводы давлением до 3 кгс/кв.см | 0,6 | 0,7 | - | 0,6 | 0,4 |
Примечание - Расстояние между трубопроводами и наружной стенкой колодцев и камер следует принимать не менее 0,15 м в свету. Против наружной стенки колодцев и камер не допускается устройство сварных и сборных стыков трубопроводов. |
6.3.83. При трассировке водоводов вдоль автодорог, проходящих по болотам или в сильно обводненных грунтах, прокладку водоводов, как правило, следует предусматривать совместно с земляным полотном автодорог с размещением их в откосной ее части или специальной присыпке.
6.3.84. Для протяженных водоводов, проходящих по болотам III типа, при отсутствии автодорог и камер переключений и колодцев с задвижками, следует предусматривать временные вертолетные площадки.
6.3.85. При надземной прокладке напорных трубопроводов через препятствия в районах со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями целесообразно применять наземные балочные системы переходов с компенсацией температурных деформаций. Для преодоления небольших препятствий наиболее целесообразен однопролетный двухконсольный балочный переход. Для переходов через водотоки и овраги целесообразно применять многопролетные балочные переходы трубопроводов с компенсацией температурных деформаций П-образными разрезными компенсаторами или зигзагообразным контуром самого трубопровода.
6.3.86. Для переходов через авто- и железные дороги целесообразно применять надземные переходы в виде П-образного контура (в местах с наименьшим числом путей и за пределами стрелочных переводов) и подземные переходы в железобетонных каналах.
При проектировании надземного перехода расстояние от покрытия автодороги до низа труб или пролетного строения принимается не менее 5,5 м (0,5 м добавляется на слой снега на дороге).
При подземной прокладке на трубопроводах с обеих сторон переходов следует располагать колодцы.
6.3.87. Пересечение водоводов с водными преградами: реками, озерами глубиной слоя воды свыше 2 м, соответствующей уровню воды 5% обеспеченности, следует предусматривать водными переходами (дюкерами). На озерах с указанной глубиной и шириной более 200 м и реках шириной более 75 м при уровне воды 90% обеспеченности, а также на судоходных реках необходимо предусматривать на обоих берегах (в начале и в конце дюкера) запорную арматуру (задвижки) для переключения водоводов.
6.3.88. В промысловых и притрассовых поселках (в т.ч. временных и вахтовых, сооружаемых из блочно-комплектных элементов) должна предусматриваться, как правило, надземная прокладка инженерных сетей преимущественно из блоков трубопроводов заводского изготовления.
6.3.89. При надземной прокладке трубопроводов на пульсирующих опорах на участках с вечномерзлыми грунтами не допускается нарушение естественного слоя поверхности грунта.
6.3.90. При прокладке коммуникаций по трассе, имеющей мощный слой торфяных отложений (при раздельной или совмещенной прокладке), в качестве основания может быть принят свайный ростверк. При этом должна обеспечиваться качественная гидроизоляция и противокоррозийная защита труб. Заглубление свай в минеральный грунт предусматривается на глубину 1,5 - 2 м.
При прокладке коммуникаций по заторфованной территории, инженерная подготовка которой осуществляется методом пригрузки, во избежание возможной просадки труб необходимо в траншее устанавливать конструктивные дощатые щиты по обе стороны траншеи с распорками.
6.3.91. При проектировании и строительстве тепловых сетей следует отдавать предпочтение трубопроводам с тепловой изоляцией заводского изготовления из пенополиуретана с защитным покрытием из полиэтилена (теплоизоляция может быть различных классов в зависимости от климатических условий эксплуатации трассы).