Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

7.3. Охрана атмосферного воздуха, водных объектов, геологической среды и почв от загрязнения


7.3.1. Основными источниками загрязнения в крупных промышленных центрах и городах республики являются предприятия теплоэнергетики, добычи угля, нефти и газа, нефте- и газоперерабатывающие заводы, предприятия лесопереработки, стройиндустрии, а также автотранспорт. Мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха определяются СанПиН 2.1.6.1032.

7.3.2. Жилые зоны следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимся источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны от преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений и другие пожаро-, взрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения канализации, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к жилым зонам и другим предприятиям и объектам производственной зоны.

Размещение техногенных объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, на территории муниципальных образований следует производить на основе оценки воздействия проектируемых объектов на состояние воздушного бассейна с учетом фонового загрязнения атмосферы и совокупного воздействия основных источников загрязнения, расположенных на прилегающих к жилым зонам территориям.

7.3.3. Оценка и прогноз изменения качества атмосферного воздуха проводится на основе данных расчета уровней загрязнения приземного слоя атмосферы от совокупности всех источников загрязнения, оказывающих влияние на данную территорию, с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна выбросами промышленности и автотранспорта и результатов мониторинга.

7.3.4. В проектах планировки новых или реконструируемых производственных зон, а также отдельно расположенных объектов, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; вблизи существующей или намечаемой застройки необходимо предусматривать организацию санитарно-защитных зон (ССЗ).

Нормативные размеры СЗЗ промышленных предприятий и иных объектов определяются в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и иных вредных физических факторов по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. Нормативные величины СЗЗ могут быть увеличены на основании расчетов рассеивания вредных веществ по утвержденным методикам, реализующих ОНД-86, и расчетами распространения шума (других физических факторов). Для групп промышленных предприятий размеры СЗЗ могут быть установлены как единое целое для всех предприятий самостоятельным проектным документом.

Примечания:

1. Размеры санитарно-защитных зон могут быть уменьшены при выполнении требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

2. Для действующих предприятий при установлении СЗЗ необходимо проведение натурных обследований.

7.3.5. Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную степень проработки ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.

Для групп промышленных предприятий (промузлов) размеры СЗЗ устанавливаются как единое целое для всех предприятий самостоятельным проектным документом.

Использование территорий различного назначения, прилегающих к объектам и промышленным зонам, для которых установлены СЗЗ, и территории в пределах СЗЗ допускается только после разработки, согласования проектной документации и утверждения в установленном порядке размеров и границ СЗЗ и режима (условий) хозяйственного использования территории.

Санитарно-защитная зона или ее часть не может рассматриваться как резервная территория и использоваться для расширения промышленной площадки, а также перспективного развития жилых зон.

7.3.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 устанавливаются санитарные разрывы, которые определяются минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границ жилой застройки, зон отдыха, курортов. Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва определяется в каждом конкретном случае на основе расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и физических факторов.

Примечание: Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации.

7.3.7. С целью предотвращения формирования и локализации зон загазованности вдоль магистралей и обеспечения санитарно-гигиенических норм качества атмосферного воздуха для различных территорий города следует разрабатывать планировочные мероприятия, учитывающие условия аэрации территорий между магистралями (в том числе внутридворовых пространств).

7.3.8. Санитарно-защитный разрыв от мест хранения автомашин (гаражные комплексы, индивидуальные гаражи боксового типа, открытые стоянки и т.д.) до объектов нормирования (жилые и общественные здания и т.п.) устанавливается как единое целое вне зависимости от принадлежности элементов застройки с учетом перспективного (возможного) использования прилегающих территорий.

7.3.9. Мероприятия по защите водоемов и водотоков необходимо предусматривать в соответствии с требованиями водного законодательства и санитарных норм, утвержденных соответствующими природоохранными органами и органами Госсанэпиднадзора. Обязательным является предупреждение загрязнения поверхностных и подземных вод, соблюдение норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, отдыха населения и в рыбохозяйственных целях, а также с проведением необходимого инструментального токсикологического контроля.

7.3.10. Жилые зоны городских и сельских населенных пунктов, места массового отдыха населения, курортные зоны следует размещать выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод.

Предприятия, требующие устройства грузовых причалов, пристаней и других портовых сооружений, следует размещать по течению реки ниже жилой зоны на расстоянии, определяемом расчетом зоны загрязнения.

7.3.11. В целях поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов формируются водоохранные зоны, на которые устанавливается специальный режим осуществления градостроительной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения по использованию.

7.3.12. Размещение промышленных предприятий в прибрежных защитных полосах водных объектов допускается только при необходимости непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам по согласованию с региональными органами по регулированию использования и охране поверхностных вод. Число и протяженность примыканий площадок предприятий к водным объектам должны быть минимальными.

Размещение на прибрежных участках водных объектов складов минеральных удобрений, химических средств защиты растений, животноводческих и птицеводческих и других сельскохозяйственных предприятий запрещается.

Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать на расстоянии не менее 2 км от рыбохозяйственных водоемов. В случае особой необходимости допускается уменьшать расстояние от указанных складов до рыбохозяйственных водоемов при условии согласования с органами, осуществляющими охрану рыбных ресурсов.

7.3.13. Оценка состояния почв населенных пунктов проводится в соответствии с СанПиН 42-128-4690, СанПиН 2.1.7.1287.

Мероприятия по охране почв предусматривают введение специальных режимов их использования, изменение целевого назначения и рекультивацию и санацию почв и должны базироваться на критериях, определяющих степень опасности загрязнения почв для различных видов функционального использования территории и различного функционального назначения объектов.

7.3.15. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации не допускается размещение захоронения отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.