6.2.11. Категории улиц и дорог следует назначать в соответствии с классификацией и расчетными параметрами, приведенными в таблицах 16 (для городских) и 17 (для сельских) населенных мест.
Примечание - Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
6.2.12. Плотность магистралей городских населенных пунктов следует принимать в зависимости от суровости климата и крутизны рельефа в соответствии с таблицей 18.
При трассировке магистральных улиц и дорог в строительно-климатических подрайонах 1Г и 1Д следует учитывать изменения ветрового режима и ориентировать магистрали, по возможности, под углом 30 к основным направлениям метеленесущих ветров.
Примечание - Плотность транспортных коммуникаций в центральной части города следует принимать на 20 - 50% выше, чем в периферийных районах.
6.2.13. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать в соответствии со СНиП 2.07.01*.
6.2.14. В пределах пересечений улиц должны быть обеспечены треугольники видимости со сторонами:
- 60 x 50 м для всех пересечений магистральных улиц городского и районного значения;
- 60 x 40 м для пересечения магистральных улиц с местными улицами;
- 40 x 40 м для пересечения местных улиц.
В зоне треугольника видимости не должно быть застройки и зеленых насаждений выше 1,2 м.
На наземных нерегулируемых пешеходных переходах в зоне треугольника видимости "пешеход - транспорт" (со сторонами 10 x 40 м) не допускается размещение строений и зеленых насаждений высотой более 0,5 м.
6.2.15. На пересечениях магистральных улиц и дорог общегородского значения, железнодорожных переездах и заездных карманах необходимо предусматривать усиленное покрытие (армированные железобетонные или литые металлические плиты).
При уклонах профиля более 3% следует предусматривать шероховатое покрытие проезжей части улиц и дорог.
6.2.16. Ширину тротуаров улиц и дорог следует проектировать в зависимости от интенсивности движения соответственно расчету, принимая:
- ширину одной полосы движения в климатических подрайонах 1Г, 1Д - 1 м, 1В - 0,75 м;
- пропускную способность одной полосы движения - для тротуаров вдоль застройки с развитой системой обслуживания и в пересадочных узлах с пересечением пешеходных потоков различных направлений в климатических подрайонах 1Г, 1Д - 500 чел./ч, 1В - 600 чел./ч; для тротуаров, отдаленных от застройки или вдоль застройки без учреждений обслуживания в климатических подрайонах 1Г, 1Д - 700 чел./ч, 1В - 800 чел./ч.
Расстояния между пешеходными переходами следует предусматривать по строительно-климатическим подрайонам: 1Г, 1Д - не более 350 м, 1В - не более 400 м.
6.2.17. Пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать в соответствии со СНиП 35-01. В пределах указанных пешеходных путей высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 4 см; не допускаются крутые (более 100%) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50%. На путях с уклонами 30 - 60% необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.
Таблица 16
Категория городских улиц и дорог | Основное назначение | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Ширина пешеходной части тротуара, м | Наименьший радиус кривых в плане, м | Наибольший продольный уклон, промилле |
Магистральные улицы и дороги: | |||||||
регулируемого движения | Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Транспортная связь на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки. Пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне | 80 | 3,5 | 4 - 6 | 3 - 7,5 | 400 | 50 |
Магистральные улицы районного значения: | |||||||
транспортно - пешеходные | Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы | 70 | 3,75 | 4 - 6 | 3 | 250 | 60 |
пешеходно - транспортные | Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах района | 50 | 4,0 | 2 - 4 | 3 - 6 | 125 | 40 |
Улицы и дороги местного значения: | |||||||
улицы в жилой застройке | Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения | 60 | 3,5 | 2 - 4 | 2,25 - 3 | 125 | 70 |
улицы и дороги в промышленных и коммунально - складских зонах (районах) | Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне | 60 | 3,75 | 2 - 4 | 1,5 - 3 | 125 | 60 |
пешеходные улицы и дороги | Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта | - | 0,75 - 1,0 | По расчету | По проекту | - | - |
парковые дороги | Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей | 40 | 3,0 | 2 | - | 75 | 80 |
Проезды: | |||||||
основные | Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов | 40 | 3,0 | 2 | 1,0 | 50 | 70 |
второстепенные | 30 | 3,5 | 1 | 0,75 | 25 | 80 | |
Велосипедные дорожки: | |||||||
Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупных городах - связь в пределах планировочных районов | 20 - 30 | 1,5 | 1 - 4 | - | 30 | 40 | |
Примечания: 1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно - транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра. 2. В центральных зонах города допускается снижать расчетную скорость движения для магистральных улиц общегородского значения - с непрерывным движением на 20 км/ч, с регулируемым движением на 10 км/ч. 3. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории для перспективного строительства. 4. Для временного складирования снега предусматривается одна полоса 2,5 - 4,0 м или две полосы по 2,0 - 3,0 м каждая в зависимости от размера убираемой поверхности проезжей части. При назначении ширины полос и выборе способа их озеленения следует учитывать требования механизированной уборки снега. |
Таблица 17
Категория сельских улиц и дорог | Основное назначение | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Ширина пешеходной части тротуара, м |
Поселковая дорога | Связь сельского населенного места с внешними дорогами общей сети | 60 | 3,5 | 2 | - |
Главная улица | Связь жилых территорий с общественным центром | 40 | 3,5 | 2 - 3 | 1,5 - 2,25 |
Улица в жилой застройке: | |||||
основная | Связь внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением | 40 | 3,0 | 2 | 1,0 - 1,5 |
второстепенная (переулок) | Связь между основными жилыми улицами | 30 | 2,75 | 2 | 1,0 |
проезд | Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей | 20 | 2,75 - 3,0 | 1 | 1,0 |
хозяйственный проезд, скотопрогон | Прогон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам | 30 | 4,5 | 1 | - |
Таблица 18