ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 1997 года N 78
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(Изменения и дополнения: постановление Правительства Республики Дагестан от 6.05.1998 N 89, НГР:ru05000199800053)
(Признан утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 9.11.2004 N 263, НГР:ru05000200400158)
Во исполнение Федерального закона "Об экологической экспертизе" и постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.
2. Признать утратившим силу Положение о государственной экологической экспертизе, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 28 февраля 1994 г. N 38, кроме пунктов 14 и 15.
Председатель Правительства Республики Дагестан А. МИРЗАБЕКОВ
Зам. Руководителя Администрации Государственного Совета и Правительства Республики Дагестан А. АКАВОВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Дагестан
N 78
от 16 мая 1997 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан в соответствии с федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Дагестан.
2. Специально уполномоченным государственным органом Республики Дагестан в области экологической экспертизы является Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан, которое имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляет соответствующие функции через своё подразделение, специализированное в области организации и проведения государственной экологической экспертизы - отдел государственной экологической экспертизы Минприроды РД (далее именуется отдел экспертизы).
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан может поручить проведение государственной экологической экспертизы объектов по категории "простая экспертиза" местным природоохранным органам (далее именуются территориальные органы).
3. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы (документация и материалы), определённые в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе в территориальных органах Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан, приводится в приложении к настоящему Положению.
4. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан образует экспертные комиссии государственной экологической экспертизы (далее именуется экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее именуется объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) министерства и его территориальных органов.
5. Перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", определяется нормативными актами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан, разработанными с учётом статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.
Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости её реализации.
Наличие в составе материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.
6. Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на государственную экологическую экспертизу) в Государственный комитет Российской федерации по охране окружающей среды, по объектам экспертизы уровня Республики Дагестан - в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан, а по объектам экспертизы уровня территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан - в городские и районные комитеты (инспекции) по экологии и природопользованию.
7. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы - в 1 экземпляре.
8. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан имеет право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчётов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
9. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, осуществляется за плату, величина которой определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Дагестан.
10. Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы перечисляются заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Республики Дагестан, представляющими в соответствии с федеральным законом "Об экологической экспертизе" и настоящим Положением материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчёт Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
11. Материалы, представляемые в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в отдел экспертизы, а представленные в территориальные органы - ответственному работнику, для проверки полноты и достаточности представленных материалов.
12. Отдел экспертизы Минприроды РД в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов определяет категорию сложности объекта экспертизы и уведомляет заказчика:
при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счётом на её оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;
при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объёме.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.
13. Категория сложности государственной экологической экспертизы определяется исходя из степени экологической опасности объектов экологической экспертизы и природных особенностей соответствующей территории.
Государственная экологическая экспертиза по категории сложности бывает трёх видов: сложная, средней сложности и простая.
14. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего её оплату и только после полного укомплектования материалов по объекту экспертизы. В течение этого срока экспертное подразделение:
подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы;
с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
15. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников отдела экспертизы Минприроды РД или территориальных органов.
16. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоёмкости экспертных работ с учётом объёма представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать 4 месяцев.
В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки её проведения и количество привлекаемых экспертов.
Изменения сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
При изменении срока проведения государственной экологической экспертизы общий срок её проведения не должен превышать 6 месяцев.
17. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:
формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;
составляют календарный план работы экспертной комиссии;
разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы;
обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;
организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;
организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.
18. В случаях когда при проведении государственной экологической экспертизы объектов федерального уровня затрагиваются интересы Республики Дагестан, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлению Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
В этих случаях Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан вправе делегировать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблюдателей или передаёт свои заключения с обоснованными выводами о допустимости реализации объекта экспертизы.
19. Экспертная комиссия определяет:
соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской федерации и Республики Дагестан по вопросам охраны окружающей природной среды;
полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости её реализации;
достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
20. В процессе работы экспертной комиссии:
проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;
составляется руководителем и ответственным секретарём экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных экспертных заключений;
обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.
21. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарём экспертной комиссии.
22. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии.
23. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного её руководителем и ответственным секретарём, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.
24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан в области охраны окружающей природной среды;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
25. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в отдел экспертизы для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
26. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного её руководителем и ответственным секретарём, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока её проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.
Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, который передаётся в отдел экспертизы для подготовки проекта соответствующего приказа.