Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБУСТРОЙСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАСС СКОТОПРОГОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Овцеводство является традиционной отраслью агропромышленного комплекса Республики Дагестан, имеющей важное экономическое и социальное значение.

По поголовью овец, коз и производству шерсти Республика Дагестан занимает первое место в Российской Федерации, опережая Республику Калмыкия и Ставропольский край. Мясо овец и коз (в живом весе), производимое в Дагестане (в 2011 году - 53,4 тыс. тонн), составляет 13 проц. от производимого в целом по Российской Федерации и 48 проц. - от производимого в Северо-Кавказском федеральном округе. Потенциал продукции овцеводства в Республике Дагестан составляет около 10 млрд. рублей.

В силу природно-географических условий отгонная система ведения овцеводства занимает особое место в жизни сельского населения. Из имеющихся на начало 2012 года 4,6 млн. поголовья овец и 2,3 млн. коз содержится на землях отгонного животноводства. Неотъемлемой частью данной системы являются скотопрогонные трассы, от состояния которых напрямую зависит уровень развития овцеводства в республике.

По состоянию на 1 января 2012 года общая площадь земель отгонного животноводства на территории Республики Дагестан составляет 1 579 тыс. га, в том числе зимние пастбища - 1 215 тыс. га и летние пастбища - 364 тыс. га, общая протяженность всех скотопрогонов - 2 830 км, а их площадь вместе со скотоплощадками - 148 тыс. га.

На сегодняшний день состояние большей части скотопрогонов оценивается как неудовлетворительное. Несмотря на то, что в результате стихийных бедствий и длительной эксплуатации многие участки скотопрогонов стали непригодными для перегона скота, их обустройство и реконструкция в последние годы не проводились и средства на данные мероприятия не выделялись. Неудовлетворительное состояние скотопрогонов, отсутствие средств у хозяйств на перевозку скота железнодорожным транспортом приводят к отказу овцеводов от перегона скота на летние пастбища, что ухудшает состояние зимних пастбищ, обусловливает деградацию почвенного покрова и опустынивание ценных равнинных пастбищ, наносит большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства.

Осложняют ситуацию и нарушения границ, самовольные захваты и нецелевое использование земель скотопрогонов. В целом по республике эти виды нарушений выявлены на территории площадью более 6 тыс. га.

Критическое положение сложилось на скотопрогонах в Кизилюртовском и Карабудахкентском районах, в городах Кизилюрте и Хасавюрте, где большая часть территории скотопрогонов занята индивидуальными жилыми домами, рынками, карьерами и другими капитальными объектами.

Решение проблем восстановления, технического перевооружения, реконструкции и развития государственных трасс скотопрогонов возможно путем применения программно-целевого метода.

Реализация Программы позволит осуществить перегон овец в количестве 2,5 млн. голов вместо нынешнего 1,2 млн. голов, что освобождает 1 215 тыс. га зимних пастбищ, снижая нагрузку на пастбища и создавая нормальные условия для зимовки скота.

В конечном итоге реализация Программы создаст условия для дальнейшего развития отгонного животноводства и существенно повысит конкурентоспособность отрасли.