Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2011-2017 ГОДЫ (с изменениями на: 06.04.2017)


Характеристика кадрового потенциала службы родовспоможения


Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность службы охраны материнства и детства квалифицированным персоналом. Кадровый дефицит в республике составляет: врачей акушеров-гинекологов - 26,7 проц., врачей-педиатров - 37,6 проц., акушерок - 31,7 проц., детских медицинских сестер - 32,9 процента.

Обеспеченность кадрами врачей акушеров-гинекологов на 10 тыс. женского населения составила 5,8, акушерками - 14,1. Квалификационные категории имеют 50,1 проц. врачей акушеров-гинекологов и 59,3 проц. акушерок. Обеспеченность неонатологами составляет 0,33 на 10 тыс. населения.

Низкая социальная привлекательность работы в сфере здравоохранения является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли. В республике отмечается огромный кадровый дефицит неонатологов, реаниматологов, реабилитологов, врачей функциональной диагностики, детских врачей по узким специальностям. Социальные вопросы молодых специалистов - врачей практически не решаются в сельской местности.

Проводится работа по подготовке и переподготовке кадров для учреждений детства и родовспоможения (акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, неонатологов, педиатров, врачей узких специальностей, в том числе по ультразвуковым исследованиям и др.) с учетом новых технологий в акушерстве, гинекологии, педиатрии, включая работу в межмуниципальных медицинских центрах, индивидуальную подготовку на рабочем месте на базе республиканских медицинских организаций (ГБУ РД "РКБ" и ГБУ РД "ДРКБ").

На базе реанимационных отделений новорожденных родильного дома ГБУ РД "РКБ" и ГБУ РД "ДРКБ" прошли индивидуальную подготовку врачи-неонатологи, педиатры и анестезиологи-реаниматологи реанимационных отделений общей лечебной сети городов и районов. В 2012 году в федеральных симуляционных центрах было подготовлено 44 специалиста акушера-гинеколога, неонатолога и реаниматолога из городов и районов республики. В 2013 году пройдут обучение 52 специалиста на базе симуляционных центров НИИ им. Городкова (г. Иваново), НИИ акушерства и педиатрии (г. Ростов-на-Дону).

С целью повышения квалификации специалистов регулярно проводятся выездные кустовые семинары, республиканские семинары-совещания, республиканские конференции "День акушера-гинеколога" с участием научных деятелей из крупных федеральных научных центров и институтов.

На базе ГБУ РД "РКБ" и ГБУ РД "Республиканский центр планирования семьи и репродукции" созданы условия для возможности применения телемедицинских технологий.

В течение двух лет постоянно проводятся совместные телеконференции, вебинары, интернет-семинары с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова, Московским областным научно-исследовательским институтом акушерства и гинекологии, Российской медицинской академией последипломного образования. Министерством здравоохранения Российской Федерации при участии ведущих специалистов по актуальным вопросам службы родовспоможения и детства с возможностью обсуждения в онлайн-режиме.

В совокупности уровень материнской и младенческой смертности в республике указывает на проблемы, имеющиеся в службе охраны матери и ребенка, состоянии репродуктивного здоровья населения. Для решения этих проблем необходимы улучшение материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, строительство перинатального центра, совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка, выхаживание детей с экстремально низкой массой тела, развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям.

Несмотря на наблюдаемый рост численности населения республики и рождаемости, в последние годы в связи с сохраняемой высокой дотационностью республиканского бюджета Республики Дагестан практически не предусматривалось увеличение количества коек для беременных, родильниц и новорожденных, а также увеличение численности медицинского персонала учреждений здравоохранения. Дефицит коек и штатов привел к высокой нагрузке на стационары и на врачей. Число обслуживаемого населения увеличилось почти в 2 раза. Из-за трудностей с площадями не представляется возможным широкое внедрение стационарзамещающих технологий, новых современных перинатальных технологий (партнерские роды, совместное пребывание матери и ребенка) и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в акушерских стационарах.

Отсутствие перинатального центра в республике при высокой рождаемости и высоком удельном весе новорожденных (более 75 проц.) в возрастной структуре младенческой смертности, значительном количестве беременных женщин из группы высокого риска на материнскую смертность и перинатальные потери, значительный дефицит детских специализированных коек, в том числе для патологии новорожденных и выхаживания недоношенных, существенно влияют на качество и эффективность оказываемой помощи беременным и новорожденным, особенно при тяжелой патологии, не позволяет обеспечить развитие инновационных методов лечения (фетальная и неонатальная хирургия, реанимационно-интенсивная помощь матерям и детям при критических состояниях и т.д.).

Таким образом, с учетом высокой рождаемости (более 56 тыс. новорожденных в год), значительного числа беременных высокого риска, высокого удельного веса новорожденных, рожденных с различной патологией, в том числе пороками развития, для оптимизации коечного фонда, развития системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным с учетом современных требований, соблюдения федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи женщинам и детям необходимо строительство перинатального центра в г. Махачкале (далее - Центр).

Решение обозначенных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить улучшение качества здоровья женщин и детей, продолжить дальнейшее развитие службы охраны материнства и детства республики, позволит достичь целевых показателей Подпрограммы за счет последовательного и своевременного контроля и мониторинга продвижения к целям и оперативного принятия соответствующих корректирующих управленческих решений.

К числу наиболее значительных рисков при реализации Подпрограммы относится финансирование не в полном объеме, что повлечет за собой ухудшение показателей качества здоровья женщин и детей, увеличение уровня материнской и младенческой смертности.