Существенной особенностью системы здравоохранения Республики Дагестан как объекта информатизации является отсутствие единого централизованного управления. Технологические процессы функционирования системы объединяют субъекты различной ведомственной подчиненности и форм собственности. Решения, обеспечивающие функционирование системы, принимаются на различных уровнях управления, причем различные участники системы имеют существенно различающиеся задачи и функции.
В настоящее время информационное пространство системы здравоохранения, понимаемое как совокупность информационных ресурсов, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, представляет собой разнородную и слабосвязанную среду, охватывающую сотни отдельных информационных систем, используемых ее участниками.
Информатизация в здравоохранении Республики Дагестан использовалась исключительно как средство автоматизации рутинных и трудоемких учетных процессов. Подавляющее большинство информационных систем, используемых в настоящее время участниками системы здравоохранения, являются заказными разработками, ориентированными на решение узких функциональных задач, связанных с реализацией учетных функций. В Республике Дагестан функционирует более 40 разнородных информационных систем, направленных на автоматизацию отдельных задач и не позволяющих обеспечить надлежащий уровень консолидации информационных массивов для обеспечения эффективного управления здравоохранением.
В целом в медицинских учреждениях Республики Дагестан эксплуатируются системы персонифицированного учета оказанной амбулаторной и стационарной медицинской помощи гражданам. Однако существующие подходы к его организации не соответствуют предъявляемым на современном этапе требованиям по следующим причинам:
действующая система в основном предназначена для ведения финансового учета оказанной медицинской помощи;
отсутствие единого интеграционного начала не позволяет рассматривать действующую систему персонифицированного учета как целостную многомерную систему и не обеспечивает возможность осуществления комплексного анализа многомерного персонифицированного массива данных, необходимого для эффективного управления системой здравоохранения;
существующие подходы к организации персонифицированного учета не предоставляют надлежащий информационный базис для комплексного управления системой и контроля рационального использования ресурсов.
Устаревший парк компьютерной техники, программного обеспечения, слабые телекоммуникационные сети не позволяют в полной мере использовать преимущества информатизации в здравоохранении, особенно в горных районах, участковых больницах и врачебных амбулаториях.