Наиболее перспективным направлением развития здравоохранения является внедрение стандартов медицинской помощи, позволяющих планировать и обосновывать объемы необходимых затрат на оказание медицинской помощи, защищать права пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов. Стандартизация гарантирует оказание полного объема медицинской помощи вне зависимости от места проживания пациента, а также применение единых методик лечения и диагностики, основанных на принципах доказательной медицины.
На данном этапе в системе обязательного медицинского страхования Республики Дагестан осуществляется финансирование учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, за фактически оказанную медицинскую помощь с учетом экспертизы объемов и качества медицинской помощи, реализуются страховые принципы финансирования оказанной учреждениями здравоохранения медицинской помощи, персонифицированного учета всего объема оказанной медицинской помощи.
В системе обязательного медицинского страхования республики ежегодно принимается тарифное соглашение, в котором определены правила формирования и индексации тарифов на медицинскую помощь, их размеры, структура и порядок оплаты медицинской помощи. Оплата оказанной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования осуществляется следующим образом:
оплата стационарной помощи и медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара и дневных стационаров всех типов за законченный случай оказания медицинской помощи по нозологии, которая рассчитывается в двух формах:
расчет стоимости законченных случаев на основе нормирования числа койко-дней для конкретной нозологии в соответствии с международной классификацией болезней 10 пересмотра (далее - МКБ-10);
расчет тарифа определенного заболевания на основе требований медико-экономических стандартов;
оплата амбулаторной помощи, медицинской помощи, оказанной в приемном, приемно-диагностическом отделении, мероприятий по медицинской профилактике заболеваний по посещениям.
Способом оплаты медицинской помощи, оказанной в центрах здоровья, является оплата за комплексную услугу, за посещение в рамках динамического наблюдения.
Способом оплаты стоматологической помощи является оплата за условную единицу трудоемкости - УЕТ.
Поэтапно будет осуществляться работа по совершенствованию способа оплаты стационарной помощи и медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов (законченный случай оказания медицинской помощи), который позволяет ориентировать систему здравоохранения на достижение ряда следующих характеристик:
заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества;
заинтересованность в уменьшении уровня госпитализации и сокращении длительности лечения в круглосуточном стационаре;
заинтересованность в максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, в том числе путем сокращения неиспользуемых мощностей учреждений здравоохранения и кадрового потенциала;
предсказуемость расходов на здравоохранение;
взаимосвязь спроса и предложения медицинской помощи.
Существующий на сегодняшний день способ оплаты амбулаторной помощи (оплата за посещение) позволяет решить ряд задач, стоящих перед здравоохранением:
заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества, в том числе профилактической работы;
возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи;
предоставление детальной информации об объеме и структуре оказанных услуг;
формирование экономического интереса медицинских работников, связанного с прямой зависимостью дохода от объема деятельности.
Вместе с тем в механизме совершенствования системы управления здравоохранением важное место принадлежит созданию таких условий, которые будут способствовать повышению эффективности и качества труда работников здравоохранения, возможности его реальной и объективной оценки. При этом важнейшим критерием оценки труда медицинского работника является состояние здоровья пациента после проведения соответствующих медицинских мероприятий. Одновременно система финансирования здравоохранения должна быть способна сдерживать рост объемов лечебных услуг и стимулировать профилактические мероприятия.
В качестве мер по совершенствованию системы оплаты медицинской помощи в 2011-2013 годах планируется провести работу по созданию условий, необходимых для перехода с 2013 года к оплате амбулаторной помощи на основе подушевого принципа финансового обеспечения с учетом коэффициентов удорожания стоимости медицинской помощи для отдельных возрастно-половых групп населения, уровня и структуры заболеваемости и иных факторов, влияющих на стоимость медицинской помощи:
(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 16.05.2013 N 248)
достижение к 2013 году максимально возможной сбалансированности государственных гарантий медицинской помощи и их финансового обеспечения;
переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования;
формирование многоуровневой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях сбора, обработки и хранения медико-экономической информации, позволяющей оперативно отслеживать текущую деятельность медицинских организаций, эффективно планировать развитие здравоохранения, осуществлять мониторинг внедрения фондодержания, ход реструктуризации системы медицинской помощи и ее влияние на доступность и качество медицинской помощи;
проведение комплекса мероприятий по разъяснению населению целей и содержания системы фондодержания;
подготовка необходимой нормативно-правовой базы по переходу с 2013 года на оплату амбулаторной помощи на основе подушевого принципа финансового обеспечения, в том числе порядка внедрения указанного способа оплаты при оказании амбулаторной помощи.