В результате проводимой руководством республики политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Дагестане, малый бизнес обеспечивает успешное решение социально-политических и финансово-экономических задач.
Сегодня в республике зарегистрировано свыше 50 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе . около 40 тысяч индивидуальных предпринимателей. Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий за последние годы практически не изменилась. Сфера торговли, общественного питания остается для предпринимателей более привлекательной, чем промышленность, строительство и другие виды экономической деятельности.
Доля продукции, произведенной предприятиями малого и среднего предпринимательства, в валовом региональном продукте республики выросла с 6,3 процента в 2006 году до 10,2 процента в 2007 году. Возросла также и доля работающих на малых предприятиях в общей численности работающих республики
- 9,2% в 2004 году, 13,6% в 2007 году. За 2007 год налоговые сборы и платежи, уплаченные субъектами малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Республики Дагестан, составили 1135,5 млн. рублей.
В 2006-2007 гг. республика приняла участие в проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсах по отбору субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства. В 2006 году из федерального бюджета выделено субсидий на сумму 10,76 млн. рублей, в 2007 году
- свыше 20 млн. рублей, в 2008 году- свыше 32 млн. рублей. В результате за счет средств республиканского бюджета начата реализация проекта по созданию бизнес-инкубаторов. В 2008 году введен в действие первый бизнес-инкубатор "Турали".
Предпринимателям республики ежегодно предоставляется возможность за счет частичного финансирования из средств республиканского бюджета Республики Дагестан принимать участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на республиканском и всероссийском уровне. Ежегодно проводятся конкурсы "Лучший предприниматель/предприятие года".
Вместе с тем в республике отсутствуют системы бизнес-инкубаторов, технопарков, нет фондов поддержки малых предприятий, центров субконтрактации, фондов микрофинансирования, гарантийных фондов, низок уровень квалификации, профессиональной подготовки специалистов сферы малого предпринимательства.
Реальный экономический потенциал малого и среднего предпринимательства далеко не исчерпан. Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию предпринимательства, являются:
административные барьеры;
отсутствие в большинстве муниципальных образований понимания того, что малый бизнес - перспектива развития муниципальной экономики;
недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городах и районах республики;
недостаточность финансовых ресурсов, снижающая конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства;
ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам из-за отсутствия должного залогового обеспечения;
отсутствие помещений, качественного оборудования, информации о неиспользуемом и неэффективно используемом имуществе, находящемся в республиканской собственности;
недостаточное информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, низкий образовательный уровень предпринимателей;
отсутствие механизмов стимулирования развития малого инновационного предпринимательства.
Настоящая Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого и среднего предпринимательства среды и опирается на опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на республиканском и федеральном уровнях.