Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 03 декабря 2004 года N 35

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
25 ноября 2004 года


Статья 1. Утвердить Программу экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года (прилагается).


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Государственного Совета Республики Дагестан М.Магомедов

УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Дагестан
"Об утверждении Программы экономического и
социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года"
от 3 декабря 2004 г. N 35



 ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА 2004 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование Программы - Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года

Основание для разработки Программы - Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан

Государственный заказчик Программы - Правительство Республики Дагестан

Основные разработчики Программы - Министерство экономики Республики Дагестан, республиканские органы исполнительной власти, администрации городов и районов Республики Дагестан

Цели Программы - Снижение общего уровня безработицы в республике с 22,5% в 2003 г. до 14,0% в 2010 г. (по методологии МОТ), снижение уровня бедности с 52,7% в 2003 г. до 21,0% в 2010 г., повышение реальных доходов граждан в 2,3 раза, рост ВРП в 2,6 раза по сравнению с 2003 годом

Задачи Программы -

1. Совершенствование нормативной правовой базы.

2. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

3. Обеспечение ежегодного роста ВРП на 12-14% в год, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2,9 раза за счет:

наращивания ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, развития перерабатывающей промышленности;

модернизации промышленности, повышения конкурентоспособности продукции;

развития транспортного комплекса;

развития сферы платных услуг, туристско-рекреационного комплекса;

государственной поддержки малого предпринимательства.

4. Развитие социальной сферы, повышение качества жизни населения, реализация жилищной политики, снижение социальной напряженности, улучшение экологической обстановки

Сроки реализации Программы -

Программа осуществляется в период до 2010 года,

в три этапа:

первый этап - 2004-2006 годы;

второй этап - 2007-2008 годы;

третий этап - 2009-2010 годы.

Основные исполнители - Правительство Республики Дагестан, республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления

Объемы и источники финансирования Программы - Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 117843,8* млн. рублей.

Источники финансирования (млн. рублей):

федеральный бюджет - 22773,7 млн. рублей (19,3%);

республиканский бюджет Республики Дагестан - 17940,9 млн. рублей (15,2%);

местные бюджеты - 2167,8 млн. рублей (1,8%);

негосударственные средства - 74961,4 млн. рублей (63,6%)

Перечень мероприятий -

1. Законодательное и организационное обеспечение мероприятий Программы,

2. Развитие базовых отраслей экономики

3. Развитие социальной сферы и платных услуг

4. Развитие муниципальных образований

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Рост ВРП в 2,6 раза, объемов произведенной продукции сельского хозяйства в 2,5 раза, промышленной продукции в 2,7 раза. Увеличение реальных денежных доходов населения к 2010 году в 2,3 раза. Снижение общего уровня безработицы с 22,5% в 2003 г. до 14,0% в 2010 г. (по методологии МОТ), уровня бедности с 52,7% в 2003 г. до 21,0% в 2010 году

Организация контроля за исполнением Программы - Государственный заказчик - Правительство Республики Дагестан осуществляет в установленном порядке контроль за реализацией Программы


__________________

*Объемы бюджетного финансирования подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов федерального, республиканского и местных бюджетов, исходя из реальных возможностей.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1. Общая характеристика Республики Дагестан

Республика Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение, является самым южным регионом России и имеет прямой выход к международным морским путям. Республика граничит по суше и морю с пятью государствами -Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 км, с запада на восток - 200 км. По территории (50,3 тыс. кв. км) и численности населения (2,6 млн. человек) - самая крупная республика на Северном Кавказе.

Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт - единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных коридоров Север - Юг, Восток - Запад, с потенциально мощным нефтекомплексом.

Республика Дагестан имеет международный аэропорт, развитую сеть автомобильных дорог. Через ее территорию проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения.

Длина автодорог с твердым покрытием составляет порядка 8 тыс.км. Через Дагестан проходят автодорога международного значения Ростов-Баку, а также автотрасса Астрахань-Махачкала, автомагистраль "Кавказ" и другие.

Протяженность железной дороги составляет 550 км. Основными действующими пассажирскими линиями являются Москва-Баку, Киев-Баку, Москва-Тбилиси и другие. Построенная в 90-х годах железнодорожная линия Кизляр - Карланюрт связывает Дагестан с центром по второй ветке и сокращает путь транзита грузов из Европы и России в Азию и обратно.

Каспийское море является важнейшим рыбохозяйственным бассейном страны, биоресурсы которого включают мировые запасы редких и ценных рыб осетровых пород. Здесь сосредоточено 70% мирового запаса осетровых, более 60% крупного частика. Протяженность береговой линии Каспийского моря по территории Дагестана составляет 540 км.

Гидроэнергетический потенциал республики составляет 55,2 млрд. кВт/ч, или почти 40% потенциала рек Северного Кавказа. Экономически высокоэффективная часть их сконцентрирована в наиболее крупных водотоках и достигает 16 млрд. кВт/ч.

Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами - нефтью, газом, торфом, бурым углем и горючими сланцами, твердым минеральным сырьем (рудами черных и цветных металлов, нерудным минеральным сырьем и т.д.).

Важнейшими ресурсами для республики являются нефть и газ. Потенциальные запасы нефти и газа достаточно велики и составляют: нефти с газовым конденсатом - 509,3 млн. тонн, из них на суше - 169,3 млн. тонн; естественного газа - 877,2 млрд. куб.м, из них на суше 337,2 млрд. куб. м. Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является шельф Каспийского моря.

В Южном Дагестане находится одно из крупнейших месторождений меди. Эксплуатационные запасы месторождения оцениваются в 60953,6 тыс. тонн медно-колчеданных руд и 3428,3 тыс. тонн цинко-колчеданных руд.

В Дагестане выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод: углекислых, сульфидных, бромных, йодо-бромных, кремнистых, железистых, мышьяковистых и слаборадоновых.

Население республики составляет 2,6 млн. человек (на начало января 2003 года), из них 60 процентов - сельские жители. На территории республики проживают 60 наций и народностей, в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках.

Средняя плотность населения составляет 51,7 человека на один квадратный километр (6-е место по ЮФО и 20-е место по РФ). Однако территория заселена очень неравномерно. Наибольшая часть населения сосредоточена в предгорной и равнинной частях Дагестана, крайне незначительно заселены север и в высокогорье.

1.2. Социальные показатели

Республика занимает 1-е место в Российской Федерации по естественному приросту населения, уровень смертности является одним из самых низких в Российской Федерации.

Коэффициент рождаемости по республике составляет 18,5 промилле (на 1000 населения) против 10,4 по России и 12,1 по ЮФО (1 место по ЮФО и РФ). Коэффициент смертности составляет 7,2 промилле против 16,4 по России и 14,1 по ЮФО (наилучший показатель в России после Ингушетии и Ямало-Ненецкого АО), естественный прирост составляет +11,5 промилле против -6,0 по России и -2,0 по ЮФО.

В сельской местности рождаемость в 1,5 раза выше, чем в городах. В результате свыше 35% населения составляют дети дошкольного и школьного возраста, около 74% семей имеют детей моложе 18 лет.

Другой особенностью, характеризующей демографическую ситуацию в РД, является миграционная активность населения. Усилившиеся процессы миграции населения связаны с выбытием части представителей этнических групп республики в другие регионы России, возвращением представителей коренных народностей и появлением в республике большого числа беженцев и вынужденных переселенцев из других регионов Северного Кавказа.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.

Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990-2000 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.

Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в 1999 г. (после финансового кризиса 1998 года) - 240,7 тыс. человек, или 28% экономически активного населения.

На конец 2003 года уровень общей безработицы составил 22,5% к экономически активному населению, а уровень официально зарегистрированной в службах занятости населения безработицы - 5,6% (54,1 тыс. человек).

По данным органов службы занятости населения, наиболее сложным остается положение в горных районах республики, где средний уровень зарегистрированной безработицы составляет 12%, в предгорной зоне - 11,5%, на равнине - 4,2%.

По городам средний уровень безработицы составил 2,3%. В сельской местности республики, на которую приходится около 84% зарегистрированных безработных, уровень безработицы почти в 6 раз превышает среднероссийский показатель.

Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин пред-пенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.

Одним из источников пополнения безработных остается неполная занятость, или неэффективная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, ежегодно составляла около 17 тыс. человек.

Падение доходов населения усилило давление на рынок труда теми, кто ранее не претендовал на рабочее место. Число безработных пополнилось не только за счет лиц, потерявших работу в тот период, но и лиц, долгое время не работавших, а также выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, менее конкурентоспособных на рынке труда.

В связи с этим, дальнейшее развитие экономики Дагестана связано с эффективным использованием потенциала трудовых и материальных ресурсов и развитием специализирующих отраслей экономики (АПК, промышленность, транспорт, рекреация) и достижением на этой основе более высокого уровня жизни населения за счет обеспечения эффективной занятости, роста доходов населения.

Величина прожиточного минимума в 2003 году составила 1658,3 рубля, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила в 2003 году 52,7% (в 2002 г. - 47,9%, в 2001 г. 61,5%).

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника за 2003 год составила 2409,2 рубля и увеличилась по сравнению с 2002 годом на 31,3%. Опережающий рост начисленной заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен обеспечил увеличение реальной заработной платы на 17,3%. На рост заработной платы в прошедшем году повлияло повышение минимального размера оплаты труда с 1 октября 2003 года до 600 рублей в месяц и соответствующее повышение тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы. Но в целом заработная плата в республике ниже по сравнению с другими регионами Южного федерального округа. Так, среднемесячная заработная плата за 2003 год по Республике Дагестан составляла 63,7% от среднего ее значения по ЮФО и 43,7% от средней заработной платы по России.

В сфере здравоохранения в республике функционируют 44 центральные районные больницы на 4058 коек, 102 участковые больницы на 1938 коек, 175 врачебных амбулаторий и 1080 фельдшерско-акушерских пунктов. Специализированную медицинскую помощь граждане получают в 10 городских и 28 республиканских лечебно-профилактических учреждениях.

В республике остается низким показатель по обеспеченности населения больничными койками. Потребность учреждений здравоохранения в медицинской технике и оборудовании удовлетворяется на 30-40%. В больницах и поликлиниках эксплуатируется до 80% физически и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется в состоянии, представляющем опасность для пациентов и обслуживающего персонала.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»