ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 года N 312
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 11 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 448
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 27.05.2015 N 159, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Дагестан постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Дагестан от 11 декабря 2009 г. N 448 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Республики Дагестан", НГР:RU05000200900400 (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2009, N 23, ст. 1178; 2010, N 6, ст. 252) изменение, дополнив пункт 1 абзацами следующего содержания:
"Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам";
"Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста".
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М. Абдулаев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 декабря 2009 г. N 448 (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 27 августа 2010 г. N 312)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ИНВАЛИДАМ"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые инвалидам, в том числе детям-инвалидам, государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых инвалидам.
2. Контроль качества социальных услуг инвалидам
2.1. Общие положения
2.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг и их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем гражданина, или нематериальной, определяющей степень улучшения его морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем).
2.1.2. Контроль качества социальных услуг инвалидам проводят для проверки соответствия качества этих услуг требованиям государственных стандартов социального обслуживания населения Республики Дагестан.
2.1.3. Основные правила, состав и содержание контроля качества услуг изложены в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному в государственном стандарте социального обслуживания населения Республики Дагестан "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам".
2.2. Контроль основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество социальных услуг
2.2.1. Основные факторы, оказывающие существенное влияние на качество предоставляемых услуг:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления услуг клиентам учреждения;
наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.
2.2.2. Контроль основных факторов проводится в соответствии с требованиями, установленными в государственном стандарте социального обслуживания населения Республики Дагестан "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг".
2.3. Контроль качества социально-бытовых услуг
2.3.1. Контроль качества жилой площади, предоставляемой инвалидам при стационарном социальном обслуживании, осуществляют проверкой ее соответствия санитарно-гигиеническим нормам по размерам, состоянию зданий и жилых помещений, их комфортности, обеспечению удобствами проживающих инвалидов, а также требованиям пожарной безопасности, обязательному оснащению телефонной и другими видами связи, обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания, защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье инвалидов, персонала учреждения и на качество предоставляемых услуг, а также требованиям к приспособлениям и устройствам, обеспечивающим проживание инвалидов (пандусам, поручням, расширенным дверным проемам, лифтовым подъемникам и т.д.).
Одновременно проверяется, насколько учтены при размещении клиентов в жилых помещениях их психологическая совместимость, наклонности, физическое и психическое состояния.
2.3.2. Контроль качества помещений, предоставляемых для проведения реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания, осуществляется проверкой их соответствия требованиям к размерам, расположению, конфигурации, обеспечению возможности проведения в них упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
2.3.3. Контроль качества мебели и постельных принадлежностей, предоставляемых клиентам, осуществляется проверкой, насколько они адаптированы к нуждам и запросам инвалидов, удобны в пользовании, в какой степени отвечают требованиям санитарных норм и современного дизайна, не применялись ли при их изготовлении токсичные материалы, учитывается ли при их подборе физическое состояние инвалидов (тяжелобольных, малоподвижных и т.д.).
2.3.4. Качество содействия в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, коммунально-бытового обслуживания и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, контролируется проверкой соответствия этого содействия требованиям по удовлетворению потребностей и запросов инвалидов в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении вопросов оплаты жилья и коммунально-бытовых услуг, возможности пользования телефонной связью и почтовыми услугами.
2.3.5. Контроль качества услуг, связанных с приготовлением и подачей горячего питания, включая диетическое, для взрослых инвалидов и детей-инвалидов, осуществляется проверкой доброкачественности продуктов, из которых оно приготовлено, удовлетворяет ли это питание потребности инвалидов по ассортименту, нормам выдачи, температуре и калорийности пищи, соответствует ли установленным нормам по содержанию белков, жиров, углеводов и санитарно-гигиеническим нормам, учитывается ли при его подаче физическое состояние инвалидов.
2.3.6. Контроль качества услуг по обеспечению инвалидов мягким инвентарем (одеждой, в том числе специального назначения, обувью, в том числе ортопедической в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, нательным бельем, постельными принадлежностями) осуществляется проверкой, в полном ли объеме получают клиенты положенный мягкий инвентарь, насколько получаемые одежда, обувь и белье удобны в носке, соответствуют ли росту и размерам, учитывают ли характер и группу инвалидности, отвечают ли санитарно-гигиеническим нормам, запросам по фасону и расцветке.
2.3.7. Качество социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера инвалидам - клиентам учреждений стационарного социального обслуживания, по состоянию здоровья не способным выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы и ногти, мужчинам – брить бороду и усы, контролируется проверкой, в какой степени обеспечивают эти услуги возможность выполнения необходимых инвалидам процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий или неудобств и проявляет ли при этом обслуживающий персонал необходимую деликатность и корректность по отношению к клиентам.
2.3.8. Контроль качества услуг инвалидам, обслуживаемым в учреждениях полустационарного социального обслуживания или на дому, по содействию в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания осуществляется проверкой, в какой степени это содействие способствовало обоснованному направлению клиента в необходимое ему учреждение при наличии соответствующих показаний.
2.3.9. Контроль качества услуг инвалидам, обслуживаемым на дому, по покупке и доставке на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, оказанию помощи в приготовлении пищи, доставке воды, топке печей, содействию в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, сдаче вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратной их доставке, по содействию в организации ремонта и уборки жилых помещений осуществляется проверкой, насколько полно и своевременно удовлетворяются нужды и потребности инвалидов в решении перечисленных проблем для создания им нормальных условий жизни.
2.3.10. Контроль качества услуг по обеспечению или содействию в обеспечении инвалидов книгами, газетами, журналами, настольными играми (детей - игрушками), по оказанию помощи в написании и прочтении писем и другой корреспонденции осуществляется проверкой, насколько полно удовлетворяются при этом запросы инвалидов и оказывается им помощь в подборе необходимых материалов.
2.3.11. Контроль качества услуг по предоставлению помещений для отправления религиозных обрядов осуществляется проверкой, насколько строго учитываются при этом особенности вероисповедания, возраст, пол, физическое и психическое состояние инвалидов, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, не допускаются ли какие-либо ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими, а также не нарушаются ли при этом правила внутреннего распорядка учреждения и интересы атеистов.
2.3.12. Качество услуг, связанных с выделением супругам из числа проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания изолированного жилого помещения для совместного проживания, контролируется проверкой, оперативно ли оказана эта услуга и удовлетворила ли она запросы и нужды инвалидов.
2.3.13. Контроль качества услуг по исполнению специалистами учреждений социального обслуживания функций опекунов и попечителей осуществляется проверкой того, всем ли инвалидам, нуждающимся в опеке или попечительстве, предоставляются эти услуги, как они влияют на положительное решение стоящих перед ними проблем и удовлетворены ли инвалиды указанными услугами.
2.3.14. Качество услуг по оснащению занимаемых инвалидами жилых помещений специальными средствами и приспособлениями контролируется проверкой, все ли необходимые средства и приспособления, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации каждого конкретного инвалида - клиента учреждения, имеются в наличии, отвечают ли они предъявленным к ним требованиям по своему техническому состоянию и удобству применения, удовлетворяют ли нужды инвалидов.
2.3.15. Контроль качества услуг по оказанию инвалидам помощи в пользовании:
специально оборудованными средствами транспорта;
средствами для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями слуха, зрения и голосообразования;
специальными приспособлениями для пользования средствами личной гигиены;
приспособлениями для захвата и передвижения предметов;
приспособлениями для одевания и раздевания;
слуховыми аппаратами;
оптическими средствами
осуществляется проверкой того, как организована и проводится эта помощь, в какой степени она способствует умелому и безопасному пользованию указанными средствами и приспособлениями, какова ее эффективность и удовлетворены ли инвалиды этой помощью.
2.3.16. Качество услуг по ознакомлению инвалидов с правилами пользования оборудованием для подъема и перемещения (пассажирскими лифтами, подъемниками, перилами, стойками, поручнями, различными креслами-колясками и т.д.), оказанию практической помощи в пользовании этим оборудованием осуществляется проверкой того, все ли инвалиды ознакомлены с этими правилами и аккуратно ли их выполняют, как способствует практическая помощь умелому и безопасному пользованию этим оборудованием, удовлетворены ли инвалиды указанными услугами.
2.3.17. Контроль качества услуг по содействию в предоставлении в личное пользование инвалидам - клиентам учреждений таких средств, как приспособления для восстановления способности к самостоятельному передвижению, различные кресла-коляски, приспособления для приготовления и приема пищи, одежда специального назначения для инвалидов, осуществляется проверкой того, всем ли инвалидам предоставлены необходимые средства, приборы, приспособления, насколько они отвечают требованиям индивидуальной программы реабилитации, находятся ли в технически исправном состоянии, насколько знакомы инвалиды с порядком и правилами их использования, удовлетворены ли инвалиды оказываемой им помощью со стороны специалистов учреждения.
2.4. Контроль качества социально-медицинских услуг
2.4.1. Контроль качества услуг по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях осуществляется проверкой, насколько полно и своевременно выполняются все медицинские процедуры и мероприятия, предусмотренные программами, и какова их результативность в части улучшения состояния здоровья инвалидов.
2.4.2. Контроль качества услуг по направлению инвалидов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения осуществляется проверкой, все ли нуждающиеся в этих услугах своевременно направляются в указанные учреждения, как влияют проведенные обследование и лечение на улучшение состояния здоровья инвалидов.
2.4.3. Контроль качества услуг по проведению первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказанию экстренной доврачебной помощи осуществляется проверкой того, обеспечиваются ли такой организацией обслуживания потребности инвалидов - клиентов учреждений стационарного социального обслуживания в указанных социально-медицинских услугах до прибытия лечащего врача и до начала систематического лечения.
2.4.4. Качество услуг, связанных с проведением медицинских процедур (измерение температуры тела и артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм и т.д.), а также с оказанием помощи в выполнении связанных со здоровьем медицинских процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими медицинскими изделиями) контролируется проверкой, насколько квалифицированно и четко проводятся эти процедуры, не наносит ли оказание этих услуг вреда клиентам и выполняются ли при этом требования максимальной аккуратности и осторожности со стороны обслуживающего персонала, удовлетворены ли инвалиды этими услугами.
2.4.5. Контроль качества услуг по содействию в проведении медико-социальной экспертизы осуществляется проверкой того, в какой степени эти услуги помогают органам государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей освидетельствуемых инвалидов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
2.4.6. Качество услуг по организации прохождения диспансеризации контролируется проверкой того, в какой степени и насколько оперативно была обеспечена доступность и возможность своевременного посещения клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
2.4.7. Контроль качества услуг, связанных с госпитализацией нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения и содействием в направлении, по медицинским показаниям, на санаторно-курортное лечение, осуществляется проверкой того, насколько полно и своевременно удовлетворены при этом законные потребности и пожелания клиентов.
2.4.8. Контроль качества услуг по содействию в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи и обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации осуществляется проверкой того, насколько соответствуют эти услуги практическим потребностям клиентов и обеспечивают получение ими необходимых им протезов и других средств ухода и реабилитации.
2.4.9. Качество услуг, связанных с оказанием инвалидам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка волос и ногтей, причесывание и др.), подкожными и внутримышечными введениями лекарственных препаратов по медицинским показаниям, взятием материалов для проведения лабораторных исследований, сменой нательного белья, кормлением ослабленных клиентов, содействием в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения контролируется проверкой того, насколько своевременно и полно выполняются указанные выше процедуры, способствуют ли они улучшению состояния здоровья и самочувствия клиентов, устранению дискомфорта.
2.4.10. Контроль качества услуг по организации экстренной доврачебной помощи осуществляется проверкой того, обеспечивает ли она своевременное безотлагательное консультирование инвалидов, оказание им помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядка их приема до прибытия лечащего врача.
2.4.11. Контроль качества консультирования по социально-медицинским вопросам осуществляется проверкой того, в какой степени обеспечивает оно оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем.
2.4.12. Качество услуг по организации лечебно-трудовой деятельности инвалидов - клиентов учреждений стационарного социального обслуживания контролируется проверкой того, насколько активно привлекаются они к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, для поддержания активного образа жизни, насколько полно обеспечена потребность инвалидов в адаптированных для них средствах для лечебно-трудовой деятельности (швейных и вязальных машинах и приспособлениях для них, приспособлениях для рукоделия и других видов работ).
2.4.13. Контроль качества услуг по оказанию помощи в выполнении физических упражнений осуществляется проверкой того, в какой степени она способствует овладению доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений для его систематического выполнения в целях укрепления здоровья.