Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Республика Дагестан имеет устойчивую и динамично развивающуюся строительную базу с необходимым потенциалом для реализации перспективных направлений социально-экономического и градостроительного развития территории.

Однако показатель ввода в действие жилых домов ниже среднего показателя по Российской Федерации. Так, в расчете на 1000 человек населения в 2009 г. введены в эксплуатацию жилые дома в городах и поселках городского типа - 480 кв. метров общей площади, в сельской местности – 322,8 кв. метра общей площади. В среднем по республике на 1000 человек в 2009 году введен 401 кв. метр жилья.

В целях разработки и реализации мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства, обеспечение граждан доступным жильем в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Республике Дагестан подготовлены инвестиционные проекты по развитию жилищного строительства в городских округах "город Махачкала", "город Дербент", "город Каспийск", "город Кизилюрт", "город Избербаш" и др., муниципальные комплексные программы жилищного строительства, предусматривающие ежегодный рост темпов строительства и ввода жилья на 10-15 процентов. В целях определения мест перспективной жилой застройки подготовлен реестр земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Согласно указанному реестру площадь зарезервированных земельных участков составляет 13,4 тыс. гектаров.

Многие проблемы строительного комплекса, такие как опережающий рост цен на материалы, комплектующие и энергоносители, приводящие к росту цен на жилье, обусловлены недостаточной эффективностью функционирования промышленности строительных материалов. В связи с этим стимулирование деятельности этой отрасли в настоящее время является важнейшей задачей государственного регулирования.

В республике из-за недостатка или отсутствия сырьевых ресурсов или производств не выпускаются такие строительные материалы, как цемент, гипс, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло и другие. Ввоз в республику значительных объемов строительных материалов и изделий приводит к удорожанию строящихся зданий и сооружений. В связи с этим должны быть проработаны вопросы создания новых современных производств по выпуску материалов и изделий в целях их паритетного экспорта. Производство основных видов стройматериалов является наиболее ресурсозатратным, с длительными сроками окупаемости. Для строительства новых и модернизации действующих предприятий требуются крупные финансовые вложения со сроком окупаемости 5-7 лет. Затратной является транспортировка нерудных материалов и цемента. Также затратным является строительство инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий по производству строительных материалов.

Надолго затягивается процесс получения лицензии на добычу сырья для производства основных видов строительных материалов.

Анализ существующих проблем в жилищном строительстве показывает, что их можно разделить на две условные группы: проблемы, влияющие на активность предложения на рынке жилья, и проблемы, влияющие на активность спроса на жилье.

К проблемам, оказывающим негативное воздействие на объемы строительства жилья, следует отнести:

наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию;

отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой.

В республике является проблематичным вопрос реализации мероприятий по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства по предложенному в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы механизму. Воспользоваться механизмом подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы для строительства сетей муниципалитеты не смогли из-за действующих ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 92.1, п. 3), накладываемых на местные бюджеты по размеру дефицита;

недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов для осуществления строительства. Зафиксированное в 2008 г. замедление темпов роста ввода жилья свидетельствует о завершении семилетнего экономического цикла подъема строительной отрасли.

сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов на уровне 60-70 проц. и невозможностью для большинства предприятий строительной индустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами Российской Федерации.

К основным факторам, негативно влияющим на динамику спроса на рынке жилья, относятся:

низкий уровень доходов населения. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, в 2009 году только 19 процентов населения республики имеет среднедушевой ежемесячный доход в 20000 рублей и выше. Таким образом, большинство населения не может рассчитывать в силу своих доходов на решение жилищной проблемы;

отсутствие на рынке ипотечных продуктов, доступных для широких слоев населения с разной покупательной способностью, прежде всего для категорий граждан с низким уровнем доходов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отсутствие маневренного фонда муниципальных образований для предоставления таким гражданам жилья на условиях социального найма;

отсутствие необходимой нормативной базы, стимулирующей развитие системы жилищных строительных и накопительных кооперативов, позволяющей им участвовать в освоении земельных участков под комплексную массовую жилую застройку, и развитие системы строительных сберегательных касс.

Для решения указанных проблем необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса.

Использование программно-целевого метода обусловлено длительными сроками решения существующих проблем и требованием значительных бюджетных расходов, а также необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и формирования условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.

В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основной цели Программы. К таким рискам можно отнести: снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение федерального законодательства в области жилищного строительства, изменение стоимости сырья и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов.

Направления для решения этих проблем, предлагаемые настоящей Программой, соответствуют приоритетному национальному проекту "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" и федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы.