Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития республики. Сегодня реформа государственного управления осуществляется через реализацию мероприятий административной реформы.
Одной из основных целей административной реформы является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых как гражданам, так и юридическим лицам.
Обеспечение необходимого качества предоставляемых услуг и их доступности в значительной мере определяет доверие населения к органам исполнительной власти республики.
Основным инструментом обеспечения прозрачности и повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям в Республике Дагестан являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Деятельность МФЦ основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Работа МФЦ организуется в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг, что позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании услуги, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет МФЦ государственной или муниципальной организацией, обеспечивающей эффективное взаимодействие между заявителем и органами власти, предоставляя услуги на безвозмездной основе, вследствие чего сокращается рынок платных посреднических услуг.
В Республике Дагестан уже созданы и функционируют 3 МФЦ в городах Каспийске, Махачкале и Кизилюрте. В 2010 году данными МФЦ оказано более 53 тыс. услуг населению и организациям республики. В целом, более 25 проц. населения республики имеют возможность получить государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах.
В то же время большинство населения республики лишено возможности получения услуг через МФЦ. К 2015 году необходимо предоставить возможность предоставления услуг через МФЦ в каждом муниципальном районе и городском округе Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 14.08.2014 N 369)
Важным направлением в вопросах повышения качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг является размещение информации о данных услугах в сети Интернет и предоставление услуг в электронной форме.
В республике создана региональная информационная система "Портал государственных услуг Республики Дагестан" (www.gu.e-dag.ru). Портал включает в себя информационную систему "Одно окно" и Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг.
На сегодняшний день через информационную систему "Одно окно" обеспечено предоставление 26 видов государственных и муниципальных услуг. В настоящее время идет наполнение Республиканского реестра государственных и муниципальных услуг. Уже размещена информация по 700 услугам (функциям), из которых по 314 услугам (функциям) сведения отправлены для размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Необходимо обеспечить наличие информации в данных информационных системах о всех государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в Республике Дагестан.
Сформирован и утвержден Сводный календарный план перехода Республики Дагестан на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.
Правительство Республики Дагестан и ОАО "Ростелеком" подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым стороны создадут инфраструктуру электронного правительства Дагестана, а также начнут совместную реализацию процесса перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг и создание системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Важными проблемами в сфере государственного управления остается избыточность деятельности контролирующих организаций, излишнее давление контролирующих структур на экономическую деятельность субъектов предпринимательства, неэффективность расходования бюджетных средств, отсутствие взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансово-бюджетного контроля и надзора.
Решение вышеобозначенных проблем реформирования системы государственного управления возможно путем реализации настоящей Программы, так как программно-целевой подход позволяет сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления и в более сжатые сроки получить желаемые результаты.
Данные проблемы не могут быть решены в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и муниципальных образований или действующих целевых программ Республики Дагестан, так как:
мероприятия существующих целевых программ Республики Дагестан не направлены на решение данных проблем;
решение данных проблем требует координации усилий нескольких органов исполнительной власти Республики Дагестан и нескольких муниципальных образований;
решение данных проблем требует координации усилий с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
на решение проблем частично будут необходимы средства федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Республики Дагестан, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Программа взаимосвязана с другими программами и мероприятиями по совершенствованию системы государственной службы, развитию конкуренции, формированию информационного общества, противодействию коррупции, в которых частично решаются проблемы снижения административных барьеров и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.