Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2002 - 2010 ГОДЫ"

П А С П О Р Т Республиканской целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002 - 2010 годы"


{В редакции постановления Правительства РД от 15 марта 2004 года N 78, НГР:ru05000200400045}

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан, из ветхого и аварийного жилищного фонда"(далее-программа) в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010 годы.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.10.1999 г N 1744-р. Решение Департамента инвестиционной политики Минэкономики России о выделении средств на разработку проекта федеральной целевой программы от 15.12.99 г. N 8-549. Постановление Правительства Республики Дагестан от 06. 06. 02 г. N 109 "Об итогах работы жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2001-2002 годов и задачах по подготовке отрасли к осенне-зимнему периоду 2002-2003 годов"

Государственный заказчик программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан

Основные разработчики программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан

Цели и задачи программы

Основными целями программы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;
переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан, из зон, подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов (оползневой, обвальный и т.д.);
ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного и ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году. Для реализации данных целей необходимо решить следующие основные задачи: подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, из зон подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов;
обеспечение формирования обязательств собственников жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время ветхим жилищным фондом.

Сроки и этапы реализации программы

2002-2010 годы: 1-й этап - 2002-2005 годы 2-й этап - 2006-2010 годы

Перечень основных мероприятий

Формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам, установление очередности сноса или реконструкции жилищного фонда и этапов переселения граждан. Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации программы. Формирование маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции. Поэтапное переселение жильцов, снос и реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда. Оптимизация развития освободившихся земельных участков;
создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья

Исполнители программы и основных мероприятий

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, органы местного самоуправления, другие собственники жилья

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования - 7947,555 млн. руб., из них предполагается привлечь 95% бюджетных средств (58% - из федерального бюджета, 37% - из республиканских и муниципальных бюджетов) и 5% внебюджетных средств.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Переселению из ветхого и аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, а также из зон, подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов,подлежат 56121 человек. Разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов в решении сложных социальных проблем. Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания.

Система организации контроля за исполнением программы

Органы государственной власти Республики Дагестан организуют работу по реализации программы в рамках своих полномочий, решают вопросы бюджетного финансирования программы. Исполнитель в лице Министерства ЖКХ Республики Дагестан осуществляет общую координацию и мониторинг работ, формирует нормативную базу, управляет потоками денежных средств, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных средств. Исполнители в лице органов местного самоуправления осуществляют контроль за выполнением программы на местном уровне, организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилищ, непригодных для проживания, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан

{В редакции постановления Правительства РД от 15 марта 2004 года N 78, НГР:ru05000200400045}

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

На уровне Российской Федерации на решение проблемы улучшения жилищных условий граждан направлено выполнение федеральной целевой программы "Жилище" и подпрограмм, входящих в нее. Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" также является составной частью программы "Жилище", ее задача - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации прав на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям. Настоящая программа "Переселение граждан РД из ветхого и аварийного жилищного фонда" также является составной частью федеральной целевой программы "Жилище" и ее подпрограммы "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда", предназначенной для решения проблемы улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан,.

{В редакции постановления Правительства РД от 15 марта 2004 года N 78, НГР:ru05000200400045}

Около 34% населения Республики Дагестан в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах муниципального, государственного и частного жилых фондов, не приспособленных для постоянного проживания.

Около 15554 человек проживают в зонах, подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов (оползневой, обвальный, селевой, эрозионный разлив берегов и т. д.).

Суммарная площадь ветхих и аварийных жилищ городов составляет 3030 тыс. кв. м, в том числе государственный и муниципальный жилищный фонд составляет 730,2 тыс. кв. м Суммарная площадь жилья, расположенного в зонах опасных экзогенных геологических процессов, составляет 279,97 тыс. кв. метров.

Ветхие и аварийные жилища имеются во всех муниципальных образованиях Республики Дагестан. Их количество в разных городах распределяется неравномерно.

Распределение существующего ветхого и аварийного жилищного фонда по структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в них имеет общие тенденции для большинства городов.

Существенную долю 24% в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. В ветхом и аварийном жилье частный индивидуальный фонд занимает 76% (с учетом приватизации).

Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты жилищной недвижимости. Государство также принимает на себя обязательства по переселению граждан из зон опасных экзогенных геологических процессов.

До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало должной системы эксплуатации и реновации, в результате чего обязанность замены жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния лежит на государстве. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья.

Проживающие в ветхих и аварийных домах, а также в опасных зонах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность города. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают часто как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, предоставлению компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.

Исходя из существующих размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средне сложившейся стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в целом по городам необходимо (в ценах IV кв. 2001 г.) 17696 млн. руб., в том числе государственного и муниципального - 4265 млн. руб., на переселение граждан из опасных зон - 1831 млн. руб. без учета затрат на инженерные коммуникации, проектно -изыскательные работы и прочие текущие затраты. Всего на реализацию настоящей программы требуется 7947,5 млн. рублей.

2. Основные цели и задачи программы

2.1. Основными целями программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:

обеспечение граждан благоустроенным жильем, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;

переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан, из зон, подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов (оползневой, обвальный, селевой, эрозионный разлив берегов и т. д.);

{В редакции постановления Правительства РД от 15 марта 2004 года N 78, НГР:ru05000200400045}

ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного и ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.

2.2. В рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи:

формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, из зон, подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов, а также размеров оказываемой им государственной помощи;

обеспечение формирования обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения (страхование);